На юбилейный пятый конкурс «Нано-опера», который традиционно проводится Московским музыкальным театром «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана, заявки подали более 200 человек, но предварительный отбор прошли только десять молодых оперных режиссеров: Ирина Гаудасинская (Санкт-Петербург), Сервер Ибраимов (Симферополь), Михаил Колегов, Вадим Летунов, Мария Фомичева, Елизавета Шахова (Москва), Ольга Мелкумова (Красногорск), Василий Селюков (Красноярск), Еренбак Тойкенов (Нур-Султан, Казахстан), Сухроб Усмонов (Душанбе, Таджикистан).
Три конкурсных этапа максимально приближены к реальному постановочному процессу. Сначала участники в течение 10 минут работают с солистами над постановкой арии, во второй день ставят дуэты и в финале – массовой сцены.
Программа первого дня состояла почти исключительно из «хитов»: всего лишь после короткого «установочного» общения с солистами конкурсанты представляли на суд жюри свои интерпретации ключевых номеров из опер «Алеко» Рахманинова, «Евгений Онегин», Пиковая дама» и «Мазепа» Чайковского, «Моцарт и Сальери» и «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова, «Севильский цирюльник» Россини, «Риголетто» и «Бал-маскарад» Верди, «Богема» Пуччини.
По итогам первого дня во второй тур по регламенту прошли восемь человек. Выбыли из состязания Михаил Колегов (Ария Алеко «Весь табор спит…») и Елизавета Шахова (Ариозо Онегина «Вы мне писали…).
В «Нано-Опере» сложилась традиция публичного обмена мнениями членов жюри в адрес участников. Не стал исключением и пятый конкурс. Его основатель и бессменный председатель жюри Дмитрий Бертман призвал участников не иллюстрировать сюжет, а искать «действенной интонации». Александр Титель – художественный руководитель оперы МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко, оценивая первый тур, заметил: «Ария – это очень личностное, лирическое высказывание. Его нельзя ставить, не придумав, о чем спектакль. Очень хотелось бы нам всем увидеть и услышать в ваших опытах идею. Сейчас многое в ваших этюдах “вытаскивают” замечательные артисты “Геликон-оперы”».
Юрий Александров, художественный руководитель Камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера», обратил внимание конкурсантов на их речь: «Артисты должны впитывать культуру от режиссера, современные сленги не способствуют рабочему процессу. Ваша миссия – повести за собой людей. Кроме того, режиссура рождается от музыки, а у пока об этом ничего не было сказано: повернемся сюда, тут ляжем, тут встанем… Это “разводка” по сцене». Пожелали удачи и в то же время призвали быть смелее, ярче: Реджеп Аййылмаз, режиссер Государственного театра оперы и балета Стамбула, Толеубек Альпиев, первый заместитель директора театра «Астана Опера», Сергей Бобров, художественный руководитель Красноярского государственного театра оперы и балета, Джавид Имамвердиев, главный режиссер Азербайджанского государственного академического музыкального театра, Сандра Миланков, директор оперного театра Сербский национальный театр Нови-Сад, Георгий Исаакян, художественный руководитель-генеральный директор МГДМТ имени Н.И.Сац, Павел Сорокин, главный режиссер Ростовского государственного музыкального театра, Вячеслав Стародубцев, главный режиссер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета НОВАТ, Рамиз Усманов, директор Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои в Ташкенте.
Особенность «Нано-Оперы» – медиажюри, которое по итогам всех трех туров присуждает специальный приз. В состав медиажюри входят руководители и ведущие сотрудники популярных федеральных и московских СМИ и радиостанций, в том числе Мария Бабалова, Сергей Буланов, Марина Гайкович, Феликс Грозданов, Владимир Зисман, Екатерина Кретова, Евгения Кривицкая, Наталья Литвинова, Дмитрий Морозов, Ольга Русанова, Йосси Тавор.