Глоток свежей музыки офлайн События

Глоток свежей музыки офлайн

Пора обновления, буйного роста и пышного цветения, весна – самое подходящее время для запуска нового проекта. В мае 2022 года петербуржцы радостно встретили Первый фестиваль «Новая музыка offline», организованный Союзом композиторов России.

Всем существом

На разных площадках северной столицы состоялись пять концертов – красивое число, равное количеству человеческих чувств. Коварный коронавирус перевел огромную часть жизни в электронный формат, отобрал у любителей музыки возможность посещать концертные залы. Восприятие музыки стало строго аудиовизуальным, вынужденно ограниченным, через «посредников» – динамики, наушники, Zoom, YouTube, другие платформы… Но музыки хочется всем существом, и новый фестиваль поставил одной из своих целей создание полноценного погружения в прекрасное. Без интернета. Вживую.

Концертные программы почти все состояли целиком из премьер. Композиторы трудились в режиме «carpe diem», создавая сочинения непосредственно к фестивалю.

Нежность к традиции

«Новая музыка offline» открылась концертом «Традиции. Ритуалы. Обряды». В зале Международной академии музыки Елены Образцовой молодежный оркестр национальных инструментов «Терема» под руководством Андрея Долгова представил программу, близкую русскому человеку. В музыке каждого композитора проступала неразрывная связь с фольклором и, конечно, творчеством великих из прошлого – Глинки, Римского-Корсакова, Бородина, Чайковского, Стравинского… Семен Заборин в Miero vuoti, Наталья Лебедева в пьесе «Купайло», Евгения Долгова в «Вепсах Карелии», Михаил Фуксман в «Донской казачьей свадьбе» осмысливали древние обряды, причем Фуксман решил старинную свадьбу по-современному – с препарированным оркестром, ритмичной читкой текста и джазом. Вячеслав Круглик поработал с ингерманландскими темами и создал Концерт для оркестра – обаятельную эпическую симфониетту. Елизавета Панченко в «Рождении Северной звезды» вела диалог с индийским фольклором.

Этнические ритмы и знакомые интонации завладели вниманием не только взрослой публики, но и многочисленных детей в зале – даже дошкольники увлеченно следили за происходящим.

Музыка, обвенчанная с танцем

Екатерининское собрание стало местом осуществления музыкально-хореографической задумки организаторов «Новой музыки offline». Два концерта мини-цикла «Пластика звука» объединили молодых композиторов и хореографов школы «Каннон Данс». В результате творческого союза родились постановки «Апокриф» (композитор – Глеб Лукомец, хореограф – Алевтина Грунтовская), Between/Among (композитор – Константин Степанов, хореограф – Дарья Зиновьева), «Разогрев весны» (композитор – Анжелика Габибова, хореограф – Денис Охотников), «Сеанс групповых объятий» (композитор – Антон Гладких, хореограф – Ирина Сергеева). Авторы каждого спектакля выстраивали свою философию, пытаясь постичь доречевое общение, звук, магию весны, телесность в доверии.

Кульминацией мини-цикла стал балет Валерии Каспаровой с музыкальным оформлением Олега Гудачева «Черный сад». Пронзительный документальный спектакль о войне глазами детей вызывал бурю не передаваемых словами эмоций и ощущений, вбирающих спектр от жгучего страха до невыносимой любви. Говорящей метафорой балета стало дерево: здоровое, ветвистое, сильное в начале и мертвое, обугленное в финале. Армянская музыка фантастической красоты, кровавой нитью сшитая с гулом самолетов, выстрелами и взрывами, раздирала сердце напрочь.

«Пластика звука» замечательна тем, что новая музыка, не застаиваясь в тесной музыкальной среде и не залеживаясь в композиторских столах, выходит прямиком к людям. Нужная. Актуальная.

Концерт-шутка

На сцене зала Музея-квартиры Римского-Корсакова композиторы – участники фестиваля – не на шутку расшутились. Четырнадцать сочинений, совершенно непохожих друг на друга, в очередной раз показали, что юмор каждый понимает по-своему. Владислава Малаховская в пьесе «Шутки пьяного Мишутки» иронизировала над лубочным образом России в глазах иностранцев. Подгулявший мишка с балалайкой бойко отплясывал под «Яблочко» и «Эй, ухнем». Василий Михеенко создал очаровательные «Частушки без слов», обыграв русский фольклор и лирику Мендельсона в изящных контрапунктах. Анна Кузьмина придумала добрую историю «Крылышки и крылья» – про общение кузнечика, который сидел в траве, и жаворонка из романса Глинки. Композиторы рисовали музыкой дружеские шаржи и портреты (Александр Осколков – «Портреты композиторов», Николай Мажара – Perpetuum mobile, Светлана Нестерова – Загадка № 7»), разворачивали крохотный театр (Антон Гладких – «Мальчик, который рычал на тигров», Игорь Друх – «Хамелеон»), рефлексировали по поводу пандемии и неприятных моментов во время концертов (Михаил Крутик – «Пандемическое трио», Алексей Крашенинников – «Звонок»)… Еще музыкально пошутили на концерте Леонид Резетдинов, Екатерина Иванова-Блинова, Дмитрий Жученко, Илья Кузнецов.

Концертом «Композиторы не шутят» (…не шутят, что шутят, конечно) фестиваль завоевал множество довольных поклонников.

Музыка света

Финал проекта – концерт «Запечатленный ангел» – состоялся в Центральном военно-морском музее. В солнечном зале консерваторский хор под управлением Сергея Екимова, усиленный детским коллективом «Перезвоны» (руководитель – Лариса Яруцкая), a cappella пел светлую музыку разных авторов. Это была, как правило, музыка неторопливая, созерцательная, задумчивая. Озвученный свет, согревающий или печальный, часто тих и текуч. Сочинения Георгия Свиридова, Евгения Иршаи, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова, Игоря Корнелюка, Юрия Потеенко, выбранные для концертной программы, – яркое подтверждение этому тезису. Свет может быть и праздничным, торжественным – как в пасхальной музыке Антона Танонова и Сергея Екимова.

Свет может быть уютным и теплым – как в пьесе «Ночь белая» Александра Радвиловича. Жестом особого уважения организаторы «Новой музыки offline» отметили Родиона Щедрина в год его 90-летия. Прозвучали три хоровых сочинения композитора: «Да святится имя твое», «Колыбельная», «Притча».

Пусть повторится

«Новая музыка offline» стартовала с уверенным успехом, создав для слушателей комфортную атмосферу общения с любимым искусством. Ценно, что в рамках концертов гости могли напрямую обратиться к авторам сочинений с вопросами, рассказать о впечатлениях, поделиться мыслями. После долгой работы с электронными ресурсами проект одарил отвыкшую публику счастьем возвращения в реальный музыкальный мир.

Это глоток свежей музыки – весенний, живительный и питательный. Пусть повторится.

Новая музыка offline: обряд посвящения

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории