Александр Лазарев и ГАСО отметят 140-летие Игоря Стравинского

02.06.2022
Александр Лазарев и ГАСО отметят 140-летие Игоря Стравинского

Московская филармония готовится к завершению юбилейного сезона. Важнейшая дата этих дней – 140-летие со дня рождения Игоря Стравинского. Как в 100-летии филармонии отражаются сто лет истории нашей страны, так в долгой жизни Стравинского отразилась практически вся история музыки ХХ века. О многочисленных пересечениях этих линий напоминает юбилей композитора, которому посвящен концерт Госоркестра России под управлением Александра Лазарева.

Музыка Игоря Стравинского всегда занимала важное место как в афишах Московской филармонии, так и в репертуаре Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова (прежде – Госоркестра СССР) и маэстро Александра Лазарева. В филармонических программах впервые в нашей стране звучали многие сочинения Стравинского, в том числе «Симфония псалмов» и первое действие оперы «Соловей», в исполнении которых участвовал Госоркестр. Исторические концерты Стравинского в 1962 году в Москве также проходили при участии Госоркестра, сыгравшего под управлением композитора его «Оду» и балет «Орфей». Оркестр Московской филармонии и дирижер Дмитрий Китаенко впервые в СССР представили публике кантату «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения».

Уже в новом тысячелетии поздние сочинения Стравинского в программы своих легендарных филармонических абонементов включал Геннадий Рождественский, в том числе – столичную премьеру кантаты «Проповедь, притча и молитва». Музыка Стравинского звучала и в филармонических программах Владимира Юровского: начиная с его первого московского концерта, продолжая его дебютным выступлением в должности главы Госоркестра России (обе эти программы завершала сюита из «Жар-птицы») и далее на протяжении десяти лет его руководства коллективом. Сочинения Стравинского многие годы украшают и репертуар маэстро Александра Лазарева: от крупных шедевров до малых, таких как Септет, Регтайм и вокальные миниатюры, полное собрание которых Лазарев записал с Ансамблем солистов Большого театра.

К 140-летию со дня рождения Стравинского маэстро Лазарев подходит с присущим ему размахом: выбирает именно то сочинение, с которого началась европейская слава композитора, и представляет его не в виде одной из популярных сюит, но в нечасто звучащей полной версии. Если второй из «русских балетов» Стравинского, «Петрушка», был уже абсолютно самостоятельным произведением, то «Жар-птица» во многом отзывалась влиянием его учителя Николая Римского-Корсакова: знаменитый «Поганый пляс Кощеева царства» – прямой наследник III акта оперы-балета «Млада».

Избегая буквальных сопоставлений, Лазарев начинает программу оркестровой сюитой из «Золотого петушка» – последней оперы Римского-Корсакова, впервые поставленной уже после смерти автора и предвосхитившей немало из того, что предстояло открыть Стравинскому. Через год после того, как в Москве впервые прозвучало это сочинение, в Париже состоялась историческая премьера «Жар-птицы», закрепившая успех антрепризы Сергея Дягилева, где позже был поставлен и «Золотой петушок». В 2022 году отмечается 150-летие со дня рождения Дягилева, о чем также напоминает нынешний концерт.

Третий композитор программы – Сергей Прокофьев, еще один мастер, чья творческая судьба неотделима от крутых поворотов истории ХХ века. Будучи младше Стравинского на 9 лет, со временем Прокофьев также стал сотрудничать с антрепризой «Русский балет Дягилева», для которой написал несколько балетов, и на протяжении многих лет воспринимал Стравинского как соперника. Как и Стравинскому, Прокофьеву довелось жить во многих странах, что вполне отражает и «география» работы над Вторым скрипичным концертом: работа над ним началась в Париже, продолжилась в Воронеже, затем в Баку, и увенчалась премьерой в Мадриде. С тех пор Концерт украшает мировой скрипичный репертуар; он прозвучит в исполнении Павла Милюкова, лауреата Конкурса Чайковского, и станет еще одной яркой краской, рисующей эпоху Стравинского.