Время композиторов из регионов России События

Время композиторов из регионов России

С февраля по май Российский национальный музей музыки и Союз композиторов России провели цикл концертов «Время композитора», посвященный творчеству авторов из регионов России.

Концерты прошли в Музее С. С. Прокофьева 16 февраля, 23 марта и 25 мая. Героями цикла стали композиторы Мурат Кабардоков из Кабардино-Балкарской Республики, Екатерина Суворкина из Нижнего Новгорода, Артём Пысь из Республики Адыгея. Все три композитора участвовали в концерте и в качестве исполнителей, сыграв свои сочинения на фортепиано.

Все они обладают яркими индивидуальностями. Артём Пысь — собиратель адыгского фольклора, знаток авангардных техник и ценитель рэпа. Он редактирует сборники произведений для кавказской гармоники, придумывает новые приемы игры на тромбоне, а еще Пысь впервые привел рэп на сцену Малого зала Московской консерватории. Его натура наиболее ярко проявилась в опере «Ich liebe, или Тибетский путеводитель» по произведениям Джерома Сэлинджера. В опере сочетаются несколько текстов, несколько языков и несколько стилей: помимо академического симфонического оркестра в ней участвует джазовый ансамбль, рок-ансамбль и этнические инструменты. Полижанровость, полистилистику, полиязычие композитор видит заложенной в самих произведениях Сэлинджера. В Музее С. С. Прокофьева прозвучали фрагменты из оперы в переложении для голоса и фортепиано. «Свадебный “хор”» — «кавер» на Вагнера — и арию миссис Гейз необыкновенно обаятельно исполнила участница вокального проекта «Голос», солистка театра «Градский Холл» Софья Онопченко (партия фортепиано — автор).

Екатерина Суворкина успешно сочетает авангардные изыски с классической тональностью. Вокальный цикл «Посвящение» для меццо-сопрано и фортепиано создает музыкальный портрет Андрея Вознесенского. Тексты, отобранные композитором, напоминают небольшое либретто. В романсе «Мальчик» использован фрагмент стихотворения Беллы Ахмадулиной, посвященного Вознесенскому. Второй романс написан на текст «Автопортрета» Вознесенского, третий — собственно, на его стихи. Таким образом, поэт представлен в цикле в трех ипостасях: глазами другой поэтессы («пророк» и «скоморох»), своими глазами («небрит и мордаст») и объективно — своими стихами. Цикл с большим вниманием исполнили София Косарева (меццо-сопрано) и Екатерина Ульяницкая (фортепиано).

Мурат Кабардоков — настоящий эксперт по адыгской культуре, великолепный пианист, исполнитель своих сочинений. Композитор получил известность благодаря музыке к кинофильмам. На концерте прозвучала его музыка к кинофильму «Цурцула» в исполнении автора и Клевер-квартета. Первая большая работа Кабардокова в кино была связана с именем всемирно известного режиссера Александра Сокурова: в 2014 году композитор написал музыку к фильму «Франкофония». По словам Кабардокова, Сокуров — режиссер чрезвычайно музыкальный. Фильм заканчивается красным экраном, на фоне которого звучит гимн СССР в искаженном виде, — идея Сокурова. На концерте композитор рассказал, как после просмотра этого фильма ему написал сам Гия Канчели: «Я не поверил своим глазам: почему у меня на электронной почте письмо от Канчели?! Вдруг Гия Александрович, которому на тот момент было 80 с чем-то лет, пишет никому не известному композитору, узнает мой контакт и пишет, что его этот эпизод поразил. Я постеснялся с ним дольше общаться, написал ему два раза и больше никогда не посылал ему музыку. Опоздал. Ему понравилось то, что я сделал. Естественный порыв молодого композитора — а может, еще вот это послушаете? Я сдержался, я сдержал порыв. Во-первых, человеку столько лет, во-вторых, у него много дел. Когда его не стало, я пожалел о том, что больше не стал показывать ему музыку».

Авторский концерт Мурата Кабардокова из цикла «Время композитора». Клевер-квартет и автор (фортепиано). Фото: Российский национальный музей музыки

Концерты включали не только музыку, но и интервью с композиторами. Обсуждались вопросы национальной культуры, проблемы восприятия современной музыки в регионах России. «Адыгский фольклор менее изучен, и он интересен своей яркостью, неповторимостью, — считает Артём Пысь. — Он во многом отличается от фольклора других народов, например, кавказских республик. С ним полезно взаимодействовать: появляется новое звучание, новое слуховое ощущение, которое необходимо для композитора. В целом он очень строгий, но у адыгов все эмоции находятся внутри. Внешне они никак не проявляются, но внутри идет буря эмоций. Мне интересно показать эту грань: внешне вроде бы спокойно, а внутри накал молний. В этом главная черта адыгского фольклора — внутренняя наполненность».

Похожую мысль высказал Мурат Кабардоков: «У адыгов, в отличие от многих народов, культура интровертная. Есть, конечно, яркие танцевальные номера, но их меньшинство. Лезгинка — это изобретение условно XIX–XX веков, и мало у кого она есть в чистом виде». Музыку к спектаклю «Выше гор» Мурат Кабардоков сам исполнил на апапшине — адыгском музыкальном инструменте. В музыкальной школе будущий композитор играл на балалайке в оркестре народных инструментов, поэтому легко освоил и апапшину — близкий инструмент. «Этот инструмент называется по-адыгски “апапшина”. Он состоит из двух слов: “апа” — это палец, “пшина” — это любой музыкальный инструмент. Это струнный щипковый музыкальный инструмент, на котором музыкант играет пальцами. У всех народов такой есть, у русских это балалайка. Инструмент, на котором я играл, — это концертный инструмент, потому что здесь три струны. Они построены по типу балалайки, и это нейлоновые струны (обычно струны жильные). На таком инструменте я уже записал музыку к нескольким фильмам и спектаклям. Его тембр отличается от остальных инструментов, от той же балалайки».

Екатерина Суворкина, «Вслушиваясь в отражения» для ансамбля. Василиса Ремизова (кларнет), Дарья Широкинская (виолончель), Олеся Суворкина (скрипка). Фото: Российский национальный музей музыки
Авторский концерт Екатерины Суворкиной из цикла «Время композитора». Василиса Ремизова (кларнет), Дарья Широкинская (виолончель), Екатерина Суворкина (фортепиано). Фото: Российский национальный музей музыки
Екатерина Суворкина, «Вслушиваясь в отражения» для ансамбля. Василиса Ремизова (кларнет), Дарья Широкинская (виолончель), Олеся Суворкина (скрипка). Фото: Российский национальный музей музыки
Авторский концерт Екатерины Суворкиной из цикла «Время композитора». Василиса Ремизова (кларнет), Дарья Широкинская (виолончель), Екатерина Суворкина (фортепиано). Фото: Российский национальный музей музыки
Екатерина Суворкина, «Вслушиваясь в отражения» для ансамбля. Василиса Ремизова (кларнет), Дарья Широкинская (виолончель), Олеся Суворкина (скрипка). Фото: Российский национальный музей музыки
Авторский концерт Екатерины Суворкиной из цикла «Время композитора». Василиса Ремизова (кларнет), Дарья Широкинская (виолончель), Екатерина Суворкина (фортепиано). Фото: Российский национальный музей музыки

Екатерина Суворкина подчеркнула трудность развития современной музыки в Нижнем Новгороде. «В нашем городе есть несколько классных музыкантов-универсалов, которые великолепно играют и старинную, и современную музыку. Но их немного. С коллективами тоже интересная история: в течение примерно десяти последних лет на нижегородской сцене современной музыки функционировали несколько ансамблей. Однако всё это были “любительские” коллективы: они состояли из профессиональных музыкантов, но не были привязанными к официальным институциям, не имели финансирования и функционировали благодаря энтузиазму музыкантов, их желанию играть и просвещать нижегородцев в сфере современного искусства. Часто в них играли молодые музыканты, недавно окончившие консерваторию, или даже студенты. И с течением времени, не получая поддержки, не имея возможности встать на коммерческие рельсы, эти классные инициативы распадались. Музыканты находили себе оплачиваемую работу, часто не в Нижнем Новгороде, а в других городах. И даже тем, кто остался в Нижнем, очень трудно продолжать вместе это дело, так как всем приходится зарабатывать себе на жизнь иными способами, а играть “современку” оказывается очень дорогим хобби». Та же участь постигла и ансамбль Tempore Versus, основанный Суворкиной в 2013 году в Нижнем Новгороде. В программах ансамбля современная музыка сочетается со старинной и классико-романтической, отсюда и название коллектива — «Рифмы времени».

Каждый концерт был отмечен премьерой. Квинтет для фортепиано № 2 Мурата Кабардокова прозвучал в исполнении Клевер-квартета и автора. На вопрос об идее сочинения Мурат ответил, что его нужно просто слушать. Сочинение не обременено сложными внемузыкальными концепциями, столь характерными для нынешней музыки. Композитору удалось найти оригинальные гармонии, оставаясь в рамках тональности; а говорят, что сегодня нельзя придумать аккорд, который еще никем не был сыгран.

Екатерина Суворкина представила сразу две премьеры. Импровизационную пьесу «Вслушиваясь в отражения» для ансамбля исполнили Олеся Суворкина (скрипка), Дарья Широкинская (виолончель) и Василиса Ремизова (кларнет). «Алфавит» для скрипки соло прозвучал в исполнении Олеси Суворкиной. Пьеса создает образ человека, возвращающегося к жизни после тяжелой катастрофы. Из шумовых эффектов постепенно прорастает мелодия, человеческий голос. Герой снова изучает «алфавит» жизни, осваивая его постепенно: едва слышимые удары по струнам, «металлические» удары смычком по пульту, pizzicato левой рукой, игра по открытым струнам, одноголосная мелодия и, наконец, двойные ноты.

«Адыгская лирическая» и «Танец нартов» для кавказской гармоники Артёма Пыся прозвучали в исполнении Залимгери Темирканова. В сочинениях преломляются особенности адыгского фольклора без применения прямых цитат.

Цикл концертов «Время композитора» в Музее С. С. Прокофьева не только соединил привычные форматы концерта современной музыки и творческой встречи с ее автором, но и поставил проблему развития современной музыки в регионах России. И все же эта музыка звучит, и уже почти наступило время композиторов из регионов России.

Сиамские звуковые ландшафты События

Сиамские звуковые ландшафты

Завершились российские гастроли Бангкокского королевского оркестра

Очарованные Востоком События

Очарованные Востоком

Госоркестр Республики Татарстан представил партитуры Римского-Корсакова и Равеля

Рыба моя События

Рыба моя

В театре «Ан-дер-Вин» состоялась австрийская премьера оперы Сергея Прокофьева «Обручение в монастыре»

Только смерть разлучит их События

Только смерть разлучит их

В «Новой Опере» прошла премьера балета «Кармен в моей голове»