С февраля по май Российский национальный музей музыки и Союз композиторов России провели цикл концертов «Время композитора», посвященный творчеству авторов из регионов России.
Концерты прошли в Музее С. С. Прокофьева 16 февраля, 23 марта и 25 мая. Героями цикла стали композиторы Мурат Кабардоков из Кабардино-Балкарской Республики, Екатерина Суворкина из Нижнего Новгорода, Артём Пысь из Республики Адыгея. Все три композитора участвовали в концерте и в качестве исполнителей, сыграв свои сочинения на фортепиано.
Все они обладают яркими индивидуальностями. Артём Пысь — собиратель адыгского фольклора, знаток авангардных техник и ценитель рэпа. Он редактирует сборники произведений для кавказской гармоники, придумывает новые приемы игры на тромбоне, а еще Пысь впервые привел рэп на сцену Малого зала Московской консерватории. Его натура наиболее ярко проявилась в опере «Ich liebe, или Тибетский путеводитель» по произведениям Джерома Сэлинджера. В опере сочетаются несколько текстов, несколько языков и несколько стилей: помимо академического симфонического оркестра в ней участвует джазовый ансамбль, рок-ансамбль и этнические инструменты. Полижанровость, полистилистику, полиязычие композитор видит заложенной в самих произведениях Сэлинджера. В Музее С. С. Прокофьева прозвучали фрагменты из оперы в переложении для голоса и фортепиано. «Свадебный “хор”» — «кавер» на Вагнера — и арию миссис Гейз необыкновенно обаятельно исполнила участница вокального проекта «Голос», солистка театра «Градский Холл» Софья Онопченко (партия фортепиано — автор).
Екатерина Суворкина успешно сочетает авангардные изыски с классической тональностью. Вокальный цикл «Посвящение» для меццо-сопрано и фортепиано создает музыкальный портрет Андрея Вознесенского. Тексты, отобранные композитором, напоминают небольшое либретто. В романсе «Мальчик» использован фрагмент стихотворения Беллы Ахмадулиной, посвященного Вознесенскому. Второй романс написан на текст «Автопортрета» Вознесенского, третий — собственно, на его стихи. Таким образом, поэт представлен в цикле в трех ипостасях: глазами другой поэтессы («пророк» и «скоморох»), своими глазами («небрит и мордаст») и объективно — своими стихами. Цикл с большим вниманием исполнили София Косарева (меццо-сопрано) и Екатерина Ульяницкая (фортепиано).
Мурат Кабардоков — настоящий эксперт по адыгской культуре, великолепный пианист, исполнитель своих сочинений. Композитор получил известность благодаря музыке к кинофильмам. На концерте прозвучала его музыка к кинофильму «Цурцула» в исполнении автора и Клевер-квартета. Первая большая работа Кабардокова в кино была связана с именем всемирно известного режиссера Александра Сокурова: в 2014 году композитор написал музыку к фильму «Франкофония». По словам Кабардокова, Сокуров — режиссер чрезвычайно музыкальный. Фильм заканчивается красным экраном, на фоне которого звучит гимн СССР в искаженном виде, — идея Сокурова. На концерте композитор рассказал, как после просмотра этого фильма ему написал сам Гия Канчели: «Я не поверил своим глазам: почему у меня на электронной почте письмо от Канчели?! Вдруг Гия Александрович, которому на тот момент было 80 с чем-то лет, пишет никому не известному композитору, узнает мой контакт и пишет, что его этот эпизод поразил. Я постеснялся с ним дольше общаться, написал ему два раза и больше никогда не посылал ему музыку. Опоздал. Ему понравилось то, что я сделал. Естественный порыв молодого композитора — а может, еще вот это послушаете? Я сдержался, я сдержал порыв. Во-первых, человеку столько лет, во-вторых, у него много дел. Когда его не стало, я пожалел о том, что больше не стал показывать ему музыку».
Концерты включали не только музыку, но и интервью с композиторами. Обсуждались вопросы национальной культуры, проблемы восприятия современной музыки в регионах России. «Адыгский фольклор менее изучен, и он интересен своей яркостью, неповторимостью, — считает Артём Пысь. — Он во многом отличается от фольклора других народов, например, кавказских республик. С ним полезно взаимодействовать: появляется новое звучание, новое слуховое ощущение, которое необходимо для композитора. В целом он очень строгий, но у адыгов все эмоции находятся внутри. Внешне они никак не проявляются, но внутри идет буря эмоций. Мне интересно показать эту грань: внешне вроде бы спокойно, а внутри накал молний. В этом главная черта адыгского фольклора — внутренняя наполненность».
Похожую мысль высказал Мурат Кабардоков: «У адыгов, в отличие от многих народов, культура интровертная. Есть, конечно, яркие танцевальные номера, но их меньшинство. Лезгинка — это изобретение условно XIX–XX веков, и мало у кого она есть в чистом виде». Музыку к спектаклю «Выше гор» Мурат Кабардоков сам исполнил на апапшине — адыгском музыкальном инструменте. В музыкальной школе будущий композитор играл на балалайке в оркестре народных инструментов, поэтому легко освоил и апапшину — близкий инструмент. «Этот инструмент называется по-адыгски “апапшина”. Он состоит из двух слов: “апа” — это палец, “пшина” — это любой музыкальный инструмент. Это струнный щипковый музыкальный инструмент, на котором музыкант играет пальцами. У всех народов такой есть, у русских это балалайка. Инструмент, на котором я играл, — это концертный инструмент, потому что здесь три струны. Они построены по типу балалайки, и это нейлоновые струны (обычно струны жильные). На таком инструменте я уже записал музыку к нескольким фильмам и спектаклям. Его тембр отличается от остальных инструментов, от той же балалайки».
Екатерина Суворкина подчеркнула трудность развития современной музыки в Нижнем Новгороде. «В нашем городе есть несколько классных музыкантов-универсалов, которые великолепно играют и старинную, и современную музыку. Но их немного. С коллективами тоже интересная история: в течение примерно десяти последних лет на нижегородской сцене современной музыки функционировали несколько ансамблей. Однако всё это были “любительские” коллективы: они состояли из профессиональных музыкантов, но не были привязанными к официальным институциям, не имели финансирования и функционировали благодаря энтузиазму музыкантов, их желанию играть и просвещать нижегородцев в сфере современного искусства. Часто в них играли молодые музыканты, недавно окончившие консерваторию, или даже студенты. И с течением времени, не получая поддержки, не имея возможности встать на коммерческие рельсы, эти классные инициативы распадались. Музыканты находили себе оплачиваемую работу, часто не в Нижнем Новгороде, а в других городах. И даже тем, кто остался в Нижнем, очень трудно продолжать вместе это дело, так как всем приходится зарабатывать себе на жизнь иными способами, а играть “современку” оказывается очень дорогим хобби». Та же участь постигла и ансамбль Tempore Versus, основанный Суворкиной в 2013 году в Нижнем Новгороде. В программах ансамбля современная музыка сочетается со старинной и классико-романтической, отсюда и название коллектива — «Рифмы времени».
Каждый концерт был отмечен премьерой. Квинтет для фортепиано № 2 Мурата Кабардокова прозвучал в исполнении Клевер-квартета и автора. На вопрос об идее сочинения Мурат ответил, что его нужно просто слушать. Сочинение не обременено сложными внемузыкальными концепциями, столь характерными для нынешней музыки. Композитору удалось найти оригинальные гармонии, оставаясь в рамках тональности; а говорят, что сегодня нельзя придумать аккорд, который еще никем не был сыгран.
Екатерина Суворкина представила сразу две премьеры. Импровизационную пьесу «Вслушиваясь в отражения» для ансамбля исполнили Олеся Суворкина (скрипка), Дарья Широкинская (виолончель) и Василиса Ремизова (кларнет). «Алфавит» для скрипки соло прозвучал в исполнении Олеси Суворкиной. Пьеса создает образ человека, возвращающегося к жизни после тяжелой катастрофы. Из шумовых эффектов постепенно прорастает мелодия, человеческий голос. Герой снова изучает «алфавит» жизни, осваивая его постепенно: едва слышимые удары по струнам, «металлические» удары смычком по пульту, pizzicato левой рукой, игра по открытым струнам, одноголосная мелодия и, наконец, двойные ноты.
«Адыгская лирическая» и «Танец нартов» для кавказской гармоники Артёма Пыся прозвучали в исполнении Залимгери Темирканова. В сочинениях преломляются особенности адыгского фольклора без применения прямых цитат.
Цикл концертов «Время композитора» в Музее С. С. Прокофьева не только соединил привычные форматы концерта современной музыки и творческой встречи с ее автором, но и поставил проблему развития современной музыки в регионах России. И все же эта музыка звучит, и уже почти наступило время композиторов из регионов России.