Торжество русской музыки События

Торжество русской музыки

В Москве состоялся концерт фестиваля Капеллы Юрлова и Госхора Свешникова

Геннадий Дмитряк несколько лет назад сделал почти невозможное – не побоялся, будучи художественным руководителем такого мощного коллектива, как Капелла России имени А. А. Юрлова, взять на себя ответственность за Государственный хор имени А. В. Свешникова. И дело здесь совершенно не в вопросе времени, которого нам всем остро не хватает, а в творческом риске.

Откровенно говоря, до Музыкального фестиваля, объединившего на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского оба хора, ощущалось, что эти коллективы – принципиально разные. Так складывалось исторически, но преимущественно в плане репертуара: если Капелла отличалась широчайшим стилевым диапазоном, то Госхор ассоциировался, прежде всего, с глубинным пластом русской духовной и песенной культуры, хотя он тоже всегда исполнял много разной музыки.

Но так ли уж различны подходы двух выдающихся хоров к исполнительству и интерпретации? На «практике» мы услышали несомненную схожесть, которая по гамбургскому счету должна объединять вообще любые хоровые коллективы. Сравним хотя бы с хорошими вокалистами, выступающими сольно: при всех различиях в техниках, музыкальная суть у них всегда остается одна и заключается в особом отношении к интонированию слова и правильному дыханию. То же самое следует сказать и про хор – артикуляция слова и его многочисленных смыслов является ключевым секретом успеха.

Когда в первом отделении концерта, приуроченного к 75-летию Геннадия Дмитряка, Капелла и Госхор объединились на сцене, исполнив первым номером Духовный концерт № 2 Бортнянского для двойного хора «Тебе Бога хвалим», получилась идеальная совместная «конструкция», единое целое, благодаря тем незыблемым объединяющим основам.

Исполнительский уровень такого высокого качества провоцирует соответствующую слушательскую реакцию. «Даже сносит от звука, от красоты, от нюансов. Я немного посидел в зале, послушал, как они исполняют другие произведения, – это, конечно, высший пилотаж», – признался в интервью каналу «Культура» Николай Диденко, чей могучий бас украсил финальный номер-апофеоз из «Патетической оратории» Свиридова с мощнейшей колокольной звукописью (партия органа – Екатерина Мельникова, фортепиано – Людмила Бурова).

Весь концерт выстроили единственно верным крещендирующим способом от начала к финалу: хоры Танеева, один из которых – «В дни, когда над сонным морем» – ведущий концерта Артем Варгафтик метко сравнил с «Девятым валом» Айвазовского, духовная музыка Рахманинова, народные песни и не только. Эффект и месседж вечера считывался однозначно как торжество русской музыки, гордость за наше великое наследие.

Во втором отделении коллективы представили небольшие сольные программы, и, безусловно, можно было заметить разницу между ними, ведь при всем общем у каждого сильны свои традиции. Капелла Юрлова звучит и даже выглядит подчеркнуто академично, что, впрочем, совершенно не отражается на блестящем умении музыкантов показать стилевую разницу в музыке разных направлений.

На уровне техники искать различия двух коллективов – заведомо ложный путь. В составах двух хоров поют профессиональные мастера с впечатляющим азартом и вдохновением, могут почти все. Разница, пожалуй, именно в «образах». У Госхора при академической постановке голосов своя манера подачи материала, близкая по смыслу к народно-песенной традиции.

Сегодня Геннадий Дмитряк активно расширяет репертуар Госхора, и их индивидуальность срабатывает исключительно как плюс: одним из самых проникновенных номеров концерта, исполненных с изумительной динамической нюансировкой, стал хор «Ангел Господень» из Русской литургии Щедрина на слова Лескова «Запечатленный ангел», тембрально усиленный партией флейты в исполнении Виктории Королевой. В программу Капеллы тоже включили музыку Щедрина, но уже совсем другого свойства, более «манифестную» и технически изобретательную – хор «Век двадцать первый» на стихи Андрея Вознесенского. Капелла сейчас записывает Антологию всех хоровых сочинений Родиона Щедрина, к приближающемуся 90-летнему юбилею композитора планируется выпустить первые два тома.

Нельзя не отметить два других ярких штриха концертной программы. В первую очередь символичное и высокопрофессиональное исполнение Кантаты для двух хоров a cappella «Лик человеческий» Пуленка в удачном русском переводе Всеволода Рождественского. Эта партитура, кажется, вообще не исполнялась в Москве, во всяком случае, в ее изначально задуманной версии для двух больших хоров. Военная тематика в этой музыке сочетается с грандиозной молитвой, и партитура построена на основе серьезных требований к исполнителям: сложны интонационный и гармонический языки, максимально детализирована нюансировка, авторские указания проставлены практически у каждой фразы. И вторая доминанта программы – «Болеро» Равеля в переложении Алексея Ларина, которое исполнила Капелла Юрлова, продемонстрировав филигранную технику, ничем не уступающую знаменитому ансамблю The Swingle Singers.

Великолепный репертуар, уровень музицирования и обостренное желание как можно полнее донести музыкальное содержание – всем из перечисленного оба хора должны гордиться. Но что именно помогает Геннадию Дмитряку, обладающему неиссякаемой энергией, и хормейстерам достигать такого уровня и вести оба коллектива к совершенству? Ответ на этот важный вопрос кроется в поздравительных словах в адрес маэстро к его 75-летию (которое отмечалось буквально накануне вечера) от Владимира Федосеева, подчеркнувшего симфоничность мышления дирижера и его восприятия хора как оркестра: «Для меня особенно памятным было выступление в марте 2020 года в Большом зале Московской консерватории, когда в одном отделении хором и оркестром дирижировали Вы, в другом – я. Это был уникальный творческий обмен традициями, показавший, сколь много общего в нашем понимании сути музыкального искусства».