De temporum fine comoedia – это масштабное произведение немецкого композитора Карла Орфа для множества солистов, хора и громадного оркестрового состава с участием полутора десятков ударных инструментов. Новая постановка этой весьма редко оказывающейся на подмостках оперы станет главным событием Дягилевского фестиваля – 2022. Режиссер Анна Гусева, музыкальный руководитель и дирижер Теодор Курентзис, оркестр и хор musicAeterna, сопрано Надежда Павлова и огромный состав артистов представят премьеру 18 и 19 июня в пространстве Завода Шпагина.
Всю жизнь немецкий композитор, экспериментатор, автор собственной системы музыкального воспитания Карл Орф разрабатывал особый тип музыкального театра, в котором синтезировал сравнительно простые музыкальные формы, якобы непрофессиональные пение, танец, драматическую игру и декламацию в поисках праязыка искусства. Он называл этот синтез «мировым театром», опуская само слово «музыка», хотя музыка играет в его мистериях ключевую роль.
Театральные работы Карла Орфа практически неизвестны в России. Их исполнение вызывает большие трудности, ведь оркестр Орфа – это гигантский и крайне нестандартный состав, солисты Орфа должны обладать не только актерскими способностями, но и уметь отрешаться от актерского типа существования на сцене, исполняя не роли, а ритуальные обязанности. Хор Орфа должен уметь говорить и кричать, а драматические актеры – петь. Мистерии Орфа далеки от конвенционального театра, зато близки к средневековым литургическим драмам, исполнявшимся в храмах и на улицах. Поэтому ставят их редко, и каждая премьера превращается в грандиозное событие.
De temporum fine comoedia Орф создавал на протяжении десяти лет и неоднократно редактировал. На Дягилевском фестивале прозвучит версия 1981 года. Постановку осуществляет театральный и кинорежиссер, мультидисциплинарный художник Анна Гусева, музыкальный руководитель и дирижер – Теодор Курентзис. Анахореты и сивиллы – артисты хора musicAeterna, а также солистки: сопрано Надежда Павлова и греческое меццо-сопрано Ирини Циракидис. В спектакле заняты видеохудожники, артисты-перформеры и артисты миманса.
Анна Гусева, режиссер: «Наша постановка не следует сценарию Карла Орфа в точности. Орф строит мост между веками – в его мистерии есть античные прорицательницы и раннехристианские монахи. Мы продолжаем этот мост – конец света происходит здесь и сейчас, в тот момент, когда разыгрывается наша мистерия. Вот три точки во времени, между которыми ведется вечный разговор о Боге и с Богом. Сивиллы дают черно-белую картину мира, в которой есть праведники и есть грешники, которых Бог покарает. Анахореты вводят важнейшие христианские понятия – исповедь и покаяние. Прощен будет всякий, кто об этом искренне попросит – это основной посыл оперы, на мой взгляд. Конец света происходит с нами постоянно, и акт прощения – ключевой момент в жизни каждого: каждый раз, когда мы просим прощения у других или прощаем сами себя, внутри нас наступает маленький Рай».
Авторской системе музыкального образования и воспитания Карла Орфа будет посвящен отдельный блок Образовательной программы Дягилевского фестиваля. Этот курс смогут пройти подростки от 12 до 16 лет. На протяжении недели они будут погружаться в материал оперы под руководством Натальи Вальченко, выпускницы зальцбургского Орф-института, и знакомиться с принципами «Элементарного музыкального театра», которые разрабатывал композитор. К концу фестиваля они представят собственное «элементарное действо».
Премьера De temporum fine comoedia в постановке Анны Гусевой и Теодора Курентзиса состоится 18 и 19 июня в Литере А завода Шпагина.
Дягилевский фестиваль под художественным руководством Теодора Курентзиса в 2022 году откроется 11 июня и продлится 10 дней. В программе: симфонические и камерные концерты, оперная постановка, перформансы и поэтические читки, классическая и альтернативная музыка. Хедлайнер фестиваля – оркестр и хор musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса – исполнит на открытии Шестую симфонию Чайковского и примет участие в премьере постановки мистерии De temporum fine comoedia Карла Орфа, закрывающей фестиваль. Также в программе – серия экспериментальных театральных и пластических перформансов, среди них две мировые премьеры.
Организатором Дягилевского фестиваля – 2022 является Дягилевский фонд поддержки культурных инициатив. Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры Пермского края. Генеральный партнер фестиваля – Сбер.