Светлана Боруха: Хотим познакомить Москву с творчеством забытого русского классика Персона

Светлана Боруха: Хотим познакомить Москву с творчеством забытого русского классика

11 июня в Большом зале Московской консерватории стартует V Музыкальный фестиваль «Рожденные Россией». На открытии выступит Симфонический оркестр и Академический хор Белгородской государственной филармонии, который привозит в столицу раритет – кантату Stabat Mater русского классика Гавриила Ломакина.

О судьбе неизвестного шедевра, о культурной жизни в Белгороде в нынешнее время, а также о новых задачах Союза концертных организаций России Евгении Кривицкой (ЕК) рассказала директор БГФ, член президиума СКОР Светлана Боруха (СБ).

ЕК Сейчас вы приезжаете в Москву большими творческими силами, чтобы сыграть популярные сочинения Чайковского – Скрипичный концерт и Увертюру «1812 год», но главное, на мой взгляд, – познакомить москвичей с редкой партитурой – кантатой вашего земляка Гавриила Ломакина.

СБ Для нас это особое событие. Мы больше гастролируем в городах Центральной России и кантату Stabat Мater провезли по многим городам благодаря проекту, поддержанному Министерством культуры РФ. Наши музыканты дали 21 концерт, всего больше 5000 человек услышали кантату, которая до этого 150 лет не исполнялась. Сказать, что она была потеряна, неправильно. Нотами просто никто не интересовался – они лежали в библиотеке в Санкт-Петербурге, а также в семейном архиве, у правнучки композитора, Марины Алексеевны Ломакиной. В свое время она дала их краеведам Белгорода, и вот уже у них мы взяли рукопись. В рамках проекта мы в 2019 году издали партитуру и хоровые партии, а оркестровые голоса можно скачать с вложенного диска с PDF-файлами. Сделано это, чтобы другие коллективы имели возможность тоже исполнять это произведение. Творчество Гавриила Ломакина, работавшего в середине XIX века в знаменитой Придворной Капелле Санкт-Петербурга, знаменовало переходный этап, такой мостик к нам от европейской традиции. Он взял классическую европейскую форму, канонический жанр, куда привнес русскость, которая жила в нем. Для нас, конечно, приехать в Большой зал Московской консерватории и исполнить сочинение нашего земляка, человека известного, много сделавшего для развития хорового дела в России вообще, – большой шаг и красивое завершение масштабного проекта, длящегося уже три года. Мы благодарны художественному руководителю фестиваля Александру Соловьёву за приглашение. Кстати, Гавриилу Ломакину, родившемуся в знаковом 1812 году, недавно исполнилось 210 лет. Мы уже подарили эти ноты в библиотеки многих филармоний, консерваторий, в надежде, что его музыка будет звучать.

ЕК В Белгороде с февраля закрыт аэропорт, иногда в новостях публикуются сводки, что на территорию области залетают снаряды. Каково реальное положение?

СБ Белгородская область имеет очень протяженную границу с Украиной – с Харьковской и Луганской областями. Поэтому приграничные районы лишились сейчас наших концертов. В некоторые места мы не можем приехать с оркестровыми коллективами, так как им негде играть: Дома культуры используют как перевалочный пункт для беженцев. Там большие пространства, тепло, можно накормить, разместить много людей. Но малыми составами продолжаем ездить по всему региону. Сама филармония работает в полном объеме, будет летний сезон на открытых площадках. В самом городе никаких изменений нет: мы, как и вся страна, отмечали праздник 9 мая, в Белгороде прошел Бессмертный полк.

Да, в некоторые населенные пункты на приграничной территории долетают снаряды из Украины, есть несколько сел, откуда жителей переселили в санатории и гостиницы Белгорода и Белгородской области, чтобы обеспечить им безопасность. Мне очень понравилось решение губернатора: он даже живность – домашнюю птицу, коров, коз, которых содержали местные жители, перевел на другие фермы, – хозяева, когда вернутся домой, смогут забрать их. Активно ведутся восстановительные работы разрушенных зданий, чтобы не стояли руины.

На сегодняшний день губернатор объявил желтый уровень террористической опасности: это сделано для того, чтобы люди были более внимательны и аккуратны, и чтобы органы правопорядка тоже были более бдительны. Но это никак не сказывается на нашей обычной жизни. В магазинах полно продуктов, горячая вода в кране, свет, газ…

ЕК Летом пройдет традиционный съезд членов Союза концертных организаций России. Какие вопросы сейчас актуальны?

СБ Будет обсуждаться вопрос реализации концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в России, принятой до 2025 года.

ЕК А она не устарела?

СБ В каких-то аспектах – возможно да. Например, прописана «необходимость развития международного сотрудничества». А как это сегодня выполнять?

ЕК Недавно проходил фестиваль камерных оркестров мира, и приезжали коллективы из Армении, Казахстана…

СБ Да, в этих регионах есть талантливые артисты, но законодателями моды и тенденций являются Западная Европа и Америка. И Россия, конечно. Или же онлайн-трансляция – такого понятия в концепции просто нет, поскольку она разрабатывалась задолго до пандемии. Хотя сейчас стремление людей смотреть онлайн резко сократилось по сравнению с 2020 годом. Тогда стрим с телефона собирал тысячные просмотры, я сама выходила в интернет, снимая выступление скрипача Никиты Борисоглебского с нашим камерным оркестром в Органном зале Белгородской филармонии. Там всего 230 мест, а смотрело несколько тысяч. Публика в зале ликовала от того, что нас так много. Правда, цифры эти условны, часто они фиксируют не полноценные просмотры: клиповость мышления и интернет-технологии привели к тому, что редко кто смотрит целиком весь концерт. Люди часто включают только отдельные номера, поэтому Московская филармония, к примеру, делает метки на каждое сочинение программы и начало частей.

ЕК А как развивается формат виртуального концертного зала (ВКЗ), так же завязанный на видеосъемках и трансляциях?

СБ Мы нередко сталкиваемся с непрофильным использованием оборудования для видеопросмотров. Почему не включить на этом экране не то, ради чего оно куплено, а что-то иное – не академическую музыку, а что-то попроще? С другой стороны, у меня нет никакого нормативного документа, который бы меня, как директора филармонии, вынудил бы представить отчет об итогах работы виртуальных залов, организованных за счет средств федерального бюджета. Проблема в том, что они напрямую не подчиняются филармониям. Оборудование может быть постановлено в музыкальную школу, в театр или библиотеку, и тогда там вообще речь не идет об академической музыке. Наши театры показывают свои спектакли, у музеев теперь существуют виртуальные выставки – это тоже все интересно, но оборудование покупалось для других целей. Контент для ВКЗ можно брать у Московской филармонии, можно и нужно брать на Культура.рф. Но если проанализировать, что выкладывается на этом портале, то спланировать заранее афишу концертного зала нереально. Мастер-классы из районной библиотеки или центра народного творчества далекого района Белгородской области, выступления любительских коллективов. Такого уровня трансляций – очень много. Есть, конечно, и профессиональный контент: Белгородская филармония 4 раза в год делает онлайн-трансляции своих концертов. Почему так мало? У нас насыщенная разнообразная афиша, но возникают сложности с авторскими правами. И мы даем в трансляции только ту музыку, которая относится к уже неохраняемым произведениям.

ЕК При этом ваши музыканты часто включают новую музыку наших композиторов в программы и играют ее замечательно.

СБ Да, потому что, когда мы исполняем ее в зале, нам понятен механизм авторских отчислений, а когда мы делаем это через интернет, то в нашем законодательстве нет однозначного толкования, как поступать в подобной ситуации. Другой нюанс трансляций касается разницы во времени. В далеком-далеком населенном пункте, где утро и вечер начинаются значительно раньше, чем в Белгороде, жители не могут присоединиться к нам онлайн. Потому что, когда у нас 19:00, то на Камчатке – полночь.

ЕК Московская филармония делала концерты всероссийского виртуального зала в 13:00.

СБ Но Московская консерватория, «Зарядье», Мариинский театр, Михайловский театр не могут подстраиваться под другие часовые пояса: они работают в своем нормальном графике. Поэтому у людей и возникают проблемы с контентом для виртуального концертного зала.

ЕК Каков выход из сложившейся ситуации?

СБ Союз концертных организаций России настаивает, чтобы филармонии в регионах брали на себя ответственность за работу ВКЗ, где поставлено оборудование за счет федерального бюджета. Дабы нести контроль над деятельностью этих залов вне зависимости от того, где они установлены. Мне в Белгородской области проще, так как у нас в регионе высокая централизация власти в культуре, и она нам помогает работать. Я точно знаю, где стоит оборудование – только в ДК или Центрах культурного развития. Значит, они автоматически подчиняются министру культуры Белгородской области. Если они ведут себя «плохо», некачественно работают, то я на совещании беру слово и информирую, что в таком-то районе слишком мало транслируют концертов. О чем все время говорится на заседаниях СКОР? Виртуальный зал должен работать не как телевизор, а как концертный зал. А организовать это в отдаленных районах сложно, так как у людей нет привычки посещать концертные залы. У них есть Дома культуры, куда периодически кто-то заезжает – областной драмтеатр, оркестр, солист. Тогда жителей организованно туда приглашают: это одноразовая акция. А то, что им самостоятельно надо планировать посещения по абонементам, как это происходит в столицах, – такая потребность не сформирована. До пандемии мы целенаправленно создавали абонементы для симфонического оркестра в районах Белгородской области. К сожалению, пандемия сломала эту систему, и теперь приходится начинать по новой. В ВКЗ должна быть афиша на несколько месяцев вперед, репертуар, постоянные слушатели. Лучше всех в стране, пусть на меня не обижаются коллеги, с этим справляется Свердловская филармония. У нее есть в подчинении ВКЗ, которые она сама создавала. Александр Николаевич Колотурский, директор филармонии, первый запустил подобный проект еще до того, как он стал федерального уровня. В Свердловской области оборудование закупалось за счет региона. И у них слушатели ВКЗ входят в госзадание: филармония прямо в них заинтересована. А мы – нет, напрямую мы не отчитываемся. Только недавно в справке 12-НК появилась строчка «Количество посетителей виртуального концертного зала за год на оборудовании, приобретенном за счет федерального бюджета». Такая вот казуистика.

ЕК Какова целевая аудитория виртуального концертного зала? Я однажды наблюдала картину в одном городе, где вместе со мной смотрел трансляцию из Московской филармонии один (!) местный житель.

СБ Вопрос организации публики – дискуссионный. Мне проще приглашать публику, уже организованную по какому-либо принципу. Со мной коллеги в СКОР не соглашаются, но я убеждена в том, что виртуальный концертный зал – мощнейшая поддержка образовательного процесса. К примеру, даже учащиеся музыкальных школ редко ходят на концерты. Ребенок сильно занят учебой – и в обычной школе, и в музыкальной, его родители частенько еще и на французский язык водят, и в бассейн, и надо и на природу когда-то успеть съездить. Поэтому поход в концертный зал попадает в список интересов в последнюю очередь. А если это маленький город, то и зала как такового нет. Если же музыкальная школа приводит в ВКЗ детей в рамках образовательного процесса, в часы уроков по музлитературе, то они могут не просто послушать музыку, но и увидеть максимально близко игру скрипача, руки дирижера, его лицо или как исполняют партию на треугольнике. В зале это видят только с избранных мест. Мне кажется, что для школьника, осваивающего игру на инструменте и не имеющего возможности приехать на концерт в столичный или областной центр, – это реальная поддержка. Но такого зрителя надо организовывать и делать это через школу.