По традиции фестиваль включает триаду событий, сгруппированных вокруг Дня России. Говоря о концепции, его инициатор и художественный руководитель профессор Александр Соловьёв подчеркивает: «Название фестиваля “Рожденные Россией” подразумевает самый широкий круг персоналий и тем, которые могут быть интегрированы в концертные программы; это не только люди, имеющие гражданство по паспорту, но и, к примеру, музыканты из любого уголка мира, получившие образование и профессиональное “рождение” в нашей стране, имеющие в своем репертуаре сочинения российских композиторов различных эпох, включая премьеры современных авторов».
Еще недавно такие высказывания могли стать поводом для усмешек «продвинутой» части общества, ориентированной на авангардные течения современного искусства. Но последние месяцы скорректировали умонастроения, и вновь стали притягательными истоки, вечные ценности и незамутненные истины.
Путешествие с кантатой
Фестиваль открылся презентацией творческих сил Белгородской государственной филармонии. На вопрос, как живется сейчас артистам, директор Светлана Боруха ответила без прикрас, но оптимистично: «Да, постреливают, да, объявлен желтый уровень террористической опасности, но это для того, чтобы люди были бдительнее. Свет, газ есть… Мы ведем текущую филармоническую работу…» Симфонический оркестр БГФ под управлением Рашита Нигаматуллина – один из лучших в России, играющий и современную музыку, и сложные классические полотна. Интересно работает и Камерный хор под управлением Елены Алексеевой. Для Москвы была выбрана программа, сочетающая эксклюзивность и доступность. За первую позицию «отвечала» кантата Stabat mater Гавриила Ломакина – уроженца белгородчины, который был крупной фигурой и «поднимал» певческое дело в Петербурге в середине XIX века. Затем о нем, как водится, забыли, и спустя почти 150 лет заново открыли красоту и духовную ценность его музыки. «Нотами просто никто не интересовался – они лежали в библиотеке в Санкт-Петербурге, а также в семейном архиве, у правнучки композитора, Марины Алексеевны Ломакиной, – говорит Светлана Боруха. – В свое время она дала их краеведам Белгорода, и вот уже у них мы взяли рукопись. В рамках проекта мы в 2019 году издали партитуру и хоровые партии, а оркестровые голоса можно скачать с вложенного диска с PDF-файлами. Сделано это, чтобы другие коллективы имели возможность тоже исполнять это произведение. Творчество Гавриила Ломакина, работавшего в середине XIX века в знаменитой Придворной Капелле Санкт-Петербурга, знаменовало переходный этап, такой мостик к нам от европейской традиции. Он взял классическую европейскую форму, канонический жанр, куда привнес русскость, которая жила в нем. Для нас, конечно, приехать в Большой зал Московской консерватории и исполнить сочинение нашего земляка, человека известного, много сделавшего для развития хорового дела в России вообще, – большой шаг и красивое завершение масштабного проекта, длящегося уже три года».
Из «доступного» прозвучали торжественная увертюра «1812 год» (символично, что в этот год родился Ломакин) и Скрипичный концерт Чайковского (солист – Граф Муржа). Весь концерт вызвал большой энтузиазм публики, которая, выходя, охотно делилась впечатлениями: «Произведение Ломакина очень трогательное, искреннее, написанное с большим мастерством. Для меня и для всех присутствующих в зале, это было настоящим открытием!»; «После такого исполнения хочется воскликнуть – Чайковский вечен!»
Кроме музыкальной части гости из Белгорода привезли с собой чудесные репродукции картин потомков Ломакина, организовав эксклюзивную выставку в фойе партера БЗК.
«Пойду ль я, выйду ль я»
Концерт в День России был посвящен Году народного искусства и культурного наследия. Сразу несколько народных коллективов получили право показать свое искусство в консерватории. А автором проекта стала заведующая кафедрой хорового и сольного народного пения РАМ имени Гнесиных Марина Медведева – и это хороший пример коллаборации двух вузов.
Мелодичные переборы гуслей сразу настроили на эпический лад, и выступление Народного хора РАМ имени Гнесиных (художественный руководитель – Светлана Игнатьева) погрузило в атмосферу патриархальности. Песни о женской доле, о смысле жизни были не только профессионально исполнены, но и артистически сыграны. А «Аллилуйя» навеяла элегические чувства, вызвав у некоторых зрителей слезы умиления. В финале первого отделения хор вышел, чтобы в арочной драматургии показать композицию Кристофера Тина Temen Oblak по поэме Христо Ботева (основанную на болгарском фольклоре). Этот номер, пусть и не такой броский по сценическому движению, как предыдущие, запомнился азартом и выразительностью пения.
Народный хор МГИМ имени А. Г. Шнитке (художественный руководитель – Александр Василенко) в сопровождении небольшого инструментального ансамбля пропел славу солнцу, лету, «молодцу удалому», создав контраст к сумрачному настроению первого блока. Программа коллектива была построена на песнях Архангельской и Белгородской областей и представляла собой единую композицию с небольшими текстовыми «мостиками» между номерами. Аранжировки (в частности, аккомпанемент рояля) приблизили песни к нашему времени и дали взгляд на фольклор из XXI века. «Завораживающий голос солистки, за душу берет исполнение…» – такие отзывы слушателей можно прочесть в чате онлайн-трансляции.
Народный хор Рязанского музыкального колледжа имени Г. и А. Пироговых (художественный руководитель – Светлана Сухова) привез фольклор разных регионов России. Начав с задушевных протяжных и свадебных песен Новосибирской и Липецкой областей, хор также не обошел вниманием белгородский фольклор, спев и сыграв заводные, не без юмора песни «Да поехал муж на базар», «Ой, да на табе, моя полынка» и «Белый лен». И, конечно же, кульминацией их выступления стали песни рязанской земли. Крупные планы трансляции дали возможность видеть, с каким удовольствием артисты исполняли эти жемчужины нашего наследия. А знатоки жанра отметили их высокую культуру акапельного пения.
Великое посольство Петра Первого
Трехдневный марафон завершала масштабная программа в формате концерта-спектакля. В этом году главной «круглой датой» стало 350-летие Петра Первого. Многочисленные выставки, концерты были призваны напомнить о деяниях императора. Свою лепту внесла и Московская консерватория, предоставив сцену для показа действа (иначе и не назовешь) «Великое посольство Петра Первого», вошедшего в одноименный проект, ставший участником конкурса Президентского фонда культурных инициатив.
Его главным действующим лицом надо назвать Петра Татарицкого, который, создав драматургически крепкий, увлекательный по содержанию сценарий, воплотил его сценически как режиссер-постановщик и выступил в роли актера-чтеца. Его первый выход и пламенный посыл в зал строк Николая Денисова – «Они покроют пеплом всю Россию, для них мы варвары, невежи, недотёпы; нам не прощают мудрости и силы, считая нас задворками Европы» – задал высокую патетическую тональность всей композиции, для которой он выбрал прекрасный подзаголовок «торжественная ода».
Идея духовности и духоподъемности также была заявлена с самого начала – через образ отца Авраамия, персонажа музыкальной саги «Русский бал на четыре столетия» Лоры Квинт. В этой роли органично существовал солист Центра оперного пения Галины Вишневской Родион Васенькин; вышедший в рясе, камилавке, с кадилом, он транслировал в зал проникновенный призыв: «Ощути присутствие Бога и внутри и вокруг себя». Основная часть спектакля была посвящена деяниям Петра – о них Петр Татарицкий говорил и в стихах, и в прозе, и с мягким юмором, и с цитированием как исторических хроник и псалтыри, так и статистических фактов. Его мощная актерская палитра держала внимание зрителей на протяжении почти двухчасового действа, и зал неоднократно взрывался аплодисментами, награждая артиста. А аудитория трансляции (в момент просмотра – около 35 тысяч, а спустя двое суток она выросла до 150 тысяч человек) вопрошала: «Почему такие концерты не показывают на Первом канале?!»
Действительно, по красочности картинки (фоном действия стали видеоизображения портретов Петра Первого, гравюр морских пейзажей и кораблей, и даже включения эпизодов из кинофильма «Юность Петра»), по насыщенности содержания и качеству воплощения «Великое посольство Петра Первого» могло бы претендовать на еще более широкий выход и охват масс.
Создатели программы (в подборе музыкальных сочинений участвовала органистка и автор идеи проекта Евгения Кривицкая) точно почувствовали, что полифонию текстов необходимо оттенить столь же контрастным музыкальным содержанием. Находкой стало участие Калининградского областного оркестра русских народных инструментов под управлением Антона Жукова, благодаря чему даже такие известные партитуры, как увертюра к «Псковитянке» Римского-Корсакова или «Гимн Великому городу» Глиэра, зазвучали с новыми смыслами, с большей почвенностью. Что уж говорить о таких раритетах, как фрагменты из «Политехнической» кантаты Чайковского (солист – тенор Дмитрий Хромов), написанной композитором в год 200-летия Петра Первого, или Анданте из «Медного всадника» Глиэра с изумительным соло скрипки (Людмила Херсонская). Академическую классику оттенили канты XVIII столетия, автором одного из которых считается сам император Петр. Их попеременно исполняли Тульский государственный хор (хормейстер Алексей Зайцев) и Камерный хор Московской консерватории (хормейстер Тарас Ясенков) – задорно, звонко, стильно. А затем оба хора объединились волей их художественного руководителя Александра Соловьёва, и наступила очередь кантов и песнопений наших современных авторов. Примечательно, что откликнулись молодые композиторы – Алексей Лёвин и Петр Корягин, создавшие музыку тональную, мелодичную, эмоционально приподнятую, говорящую максимально демократичным языком. И публика, оценив этот жест человечности, горячо приветствовала премьеры, их создателей и одухотворенную дирижерскую интерпретацию.
Впервые прозвучала и первая часть «Русского органного концерта» московского композитора Анжелики Комиссаренко: она специально сделала версию для органа и оркестра русских народных инструментов, и этот тембровый микст стал одной из «фишек» этой программы. Как, кстати, и необычное сочетание валторны, хора и органа в оде «Твоя великая Россия» Петра Корягина, сочиненной специально для этого проекта.
Невозможно не упомянуть и один из самых трогательных моментов – рассказ о последних минутах жизни Петра Первого. Чтобы выразить вселенскую скорбь, создатели спектакля обратились к шедевру Георгия Свиридова – хору «Любовь святая», где парящее сопрано Марии Челмакиной буквально загипнотизировало, заставило затаить дыхание всех присутствующих.
Концерт-спектакль завершился апофеозом, воспевшим главное детище Петра Первого, памятник всем его славным делам: речь идет, конечно, о Петербурге, «городе-корабле, городе-ребенке, городе-скрипаче». Такие эпитеты дал городу на Неве поэт Николай Денисов, а музыка Лоры Квинт овеяла их романтической ностальгией, которую удивительно уловили и передали Тульский хор, оркестр, орган и чтец. И после этого тихого признания в любви последовал настоящий взрыв эмоций – туттийный залп забойной песни «Город, который есть» (слова и музыка Лоры Квинт). Эффектно поставленный номер в пластике мюзикла для Тульского хора, с проходкой певцов консерваторского Камерного хора через партер, сломал четвертую стену и объединил артистов и зал в едином душевном порыве. Толпу, народ возглавил как бы сам Петр Первый (солист Родион Васенькин), «оживший» в этот миг, чтобы соединить прошлое с настоящим.
Кажется, публика отбила ладоши, подпевая и аплодируя участникам этого невероятного спектакля.