Джазовое импортозамещение в летней Москве События

Джазовое импортозамещение в летней Москве

Состоявшийся в июне Московский джазовый фестиваль дал много поводов для позитивных мыслей и выводов. В первую очередь это трудно представимое количество артистов, работавших качественно и радостно.

Джаз в Москве получился многопогодным, многожанровым и многолюдным. Количественные эпитеты в данном случае оправданны. Мероприятие проходило на протяжении недели на семи площадках, пять из них были свободны для посещения; состоялось почти семьдесят концертов! Известные музыканты и молодые джазмены играли в саду «Эрмитаж», парках «Зарядье» и «Музеон», в Новопушкинском сквере, на ВДНХ между фонтаном «Дружба народов» и павильоном «Центральный», в клубах и даже на Центральном рынке. «Самый масштабный проект за всю историю отечественного джаза» – определил уровень происходящего организатор фестиваля саксофонист Игорь Бутман. Поводом для такого размаха стало 100-летие российского джаза – отсчет ведется от 1 октября 1922 года, когда состоялся первый концерт «джаз-банда» Валентина Парнаха.

Олег Аккуратов, Юрий Башмет, Игорь Бутман

Встреча оркестров

Московский фест не изменил традиции джаз-парадов и стартовал концертом в метро – станция «Таганская» стала свидетелем исторического события. Официальное же открытие принимал зал «Зарядье». Начало положили Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана и Камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета, задав тренд сближения джазовой и академической музыки. Оркестр Бутмана исполнил «Прогулку» из «Картинок с выставки» Модеста Мусоргского в джазовой обработке. Оркестры находились на сцене одновременно, обменивались эмоциями. Во время соло контрабаса Бутман перекинулся улыбками с контрабасистом оркестра Башмета, словно «приглашая» его поимпровизировать. «Чайковский, “Элегия памяти Самарина”», – объявил пьесу Башмет и с досадой продолжил: «А где-то она запрещена… Представляете, чего люди себя лишают?!» «А мы сыграем сейчас… незапрещенную композицию!» – сыронизировал Бутман в ответ.

Московский джазовый оркестр

У джаза нет плохой погоды

Основные события развернулись в саду «Эрмитаж», который стал эмоциональным центром фестиваля. В публике, слушавшей индийского скрипача Доктора Лакшминараяну Субраманиама («Др. Л. Субраманиама», как его, старательно выговаривая по бумажке, называли ведущие), были коллеги музыканта. Вспоминали работы Субраманиама с суперзвездами, саундтреки его авторства, например, к «Маленькому Будде» Бернардо Бертолуччи, выходивший на «Мелодии» альбом (1987) со скрипачом Стефаном Граппелли. Была исполнена композиция «Беседы» с того альбома, но джаз-фанам отлично знакома и работа Субраманиама «Время должно измениться» (1990) с отечественными звездами – Алексом Ростоцким, Марком Пекарским, Николаем Левиновским. В композиции «Ганга» с этой пластинки в фестивальном вечере поучаствовал и Игорь Бутман. Бас-гитарист, художник Александр Ростоцкий был в «Эрмитаже». Он сказал следующее: «Мы пообщались до концерта с Субраманиамом, поговорили про альбом, над которым я работаю, и про его сочинение для большого оркестра, которое он заканчивает и будет представлять в туре по США. Если он приедет с этой программой к нам, обязательно схожу на его концерт!» После шоу Субраманиама блестящая Мариам Мерабова, а затем Евгений Маргулис отлично совместили развлечение публики и красивое умное искусство.

Лакшминараяна Субраманиам

Один из концертов начинал Ivan Ilic Tetra Pack. Гитарист Иван Илич сказал: «Мы – группа из Барселоны!», хотя его представляли как музыканта «из дружественной Сербии». Группа Guru Groove Foundation делала современную поп-музыку с элементами фанка, соула и джаза; проект Сергея Жилина играл бодрый джаз-рок. А вот Хибла Герзмава и джаз-бэнд Сергея Макеева по-хорошему удивили. Оперная примадонна была легка и общительна, исполняла известные вещи, вроде гершвиновской Summertime, с особым успехом Meine Lippen, sie küssen so heiß Франца Легара. Оркестр сыграл «Песню Сольвейг» Грига, затем Хибла спела Bésame mucho, публика романтично танцевала. «Я шагаю по Москве» – лучшее завершение для московского шоу, но это был не финал. Прозвучали «Ветер перемен» Максима Дунаевского и, логично, «Журчат ручьи» Исаака Дунаевского. Всем залом спели «Подмосковные вечера», получилось душевно. Надо надеяться, певица будет развивать этот формат и дальше.

Хибла Герзмава

В ожидании музыкального чуда

Выделим – и в составе оркестра Бутмана, и с собственным проектом – пианиста и вокалиста Олега Аккуратова, он звучит все увереннее. Движением к модным трендам можно назвать джазово-фанковый сет рэпера L’One (Левана Горозия). На площадках со свободным доступом выступали победители Всероссийского конкурса молодежных джаз-коллективов. Новое поколение в стране есть! Запомнились Джазовый оркестр Ростовского колледжа искусств, Olga Sinyaeva & AllSee Band. Присутствовало постоянное ожидание чуда, что вот, сейчас неизвестный музыкант из «прекрасного далека» сымпровизирует так, что телепромоутеры, издатели, досужие прохожие и напевающие домохозяйки вдруг поймут – такая музыка их сердцу ближе всего…

L’One

В залах с бесплатным входом, и нередко – с аншлагом, выступали и звезды: «Арсенал» Алексея Козлова, LRK Trio, выпускающие записи в Норвегии, Квинтет Евгения Побожего, Джазовый оркестр Петра Востокова, только что игравший перед всей страной в телешоу «Большой джаз», и Nick Levinovsky Project. Завершился фестиваль, сочетая академическую музыку и будущее жанра. На торжественном закрытии в зале «Зарядье» играл Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана с представителем оперного искусства ведущим российским басом Ильдаром Абдразаковым и участниками проекта «Большой джаз». Фестиваль стал в каком-то смысле и вызовом – существует ли еще жанр, способный представить такое масштабное действо, совмещая мастерство исполнителей, уровень организации и способность дарить позитив людям разных возрастов и вкусов? А то, что открытое, эмоциональное и неглупое искусство необходимо, – тема очевидная, политическая  и даже геополитическая.

Олег Аккуратов, Ильдар Абдразаков, Евгений Побожий