Сумасшествие в эффектной упаковке События

Сумасшествие в эффектной упаковке

На Камерной сцене Большого театра прошла премьера оперы Гаэтано Доницетти «Линда ди Шамуни»

Главным акцентом постановщика Романа Феодори и пластического режиссера Татьяны Багановой стала сцена сумасшествия заглавной героини, после которой сюжетный хеппи-энд выглядит скорее случайностью, нежели закономерным завершением полуанекдотической, полуводевильной истории.

Опера «Линда ди Шамуни» (ее премьера состоялась в Вене в 1842 году) выделяется прецедентом скоростного сочинительства (Доницетти понадобилось всего полтора месяца) и завораживающим совпадением с недугом в форме психического расстройства, который настиг автора вскоре после ее написания. В большой же истории оперы перед нами тот случай, когда сквозь модные и броские приемы зенитного периода бельканто друг в друга вглядываются эстетики отживающего жанра оперы-семисериа с ее полусерьезной, полутрагедийной подачей сюжета и только еще намечающейся селекции веризма – направления, которое расцветет на рубеже XIX-XX веков.

При всей случайности и необязательности рассказываемой истории бедной девушки из савойской деревушки Шамуни, вряд ли можно отмахнуться от ассоциаций с еще не написанной «Травиатой» Верди. Второй акт Линда проводит в парижских апартаментах высокородного возлюбленного, совсем как Виолетта Валери – в аристократической усадьбе Альфреда. Линия притеснителя бедных родителей Линды Маркиза де Буафлери социально заостряет образ оперного злодея, под стать какому-нибудь сластолюбцу Бретиньи из оперы «Манон» Жюля Массне или Скарпиа из будущей «Тоски» Пуччини. Однако вовсе не эти очевидные аналогии интересуют постановщиков, сделавших перегруженный эффектами спектакль в формате конспективных зарисовок подчеркнуто нестыкуемой и намеренно невыравниваемой «натуры».

Венера Гимадиева – Линда, Александр Колесников – Префект

Художник-постановщик (Даниил Ахмедов) поместил первый акт в пуссеновский пейзаж между черных глянцевитых стен. Пейзаж висит на заднике. Однако половина задника задрапирована дворцовой портьерой. В этом тесном пространстве несколько запутанно разворачивается бедняцкая семейная история, взрываемая то выходами камзольных аристократов в париках, то телодвижениями танцующих савояр, подозрительно похожих на гоголевских парубков. Шокирующую сцену избиения сиротки-Пьеротты (Алина Черташ) сменяет лирический дуэт Линды и сладкоголосого Шарля (Ярослав Абаимов). Действие откровенно декоративно, еще более – умозрительно. Нестыковки событий намеренны. Словно читаешь роман с вырванными страницами. Неформулируемая тревога усиливается по мере движения к хору савояр с внезапным эффектом «большого стиля». Гимн не гимн, но что-то протестное в этой музыке прямо полыхает. В конце акта горизонт будущих событий оголяется: задник опущен, портьера сорвана, декоративный «порядок жизни» нарушен.

Во втором акте тот же пуссеновский пейзаж – только уже в золоченой раме – украшает подчеркнуто современный интерьер парижского обиталища Линды. Белый евродиван с гнутой палкой торшера и зеркальные стены в меняющей пастельные тона подсветке (художник по свету – Андрей Абрамов) обживают Линда в образе гламурной куклы-манекена и Шарль в лиловом наряде романтического героя. Детонатором любовной идиллии возникает злодей в черном – Маркиз с недвусмысленной претензией на Линду. Всерьез занятая отповедью бесстыднику, Линда в ботфортах, помпадурском парике и опасно сексапильном кринолинчике временно выходит из образа куклы, сущей фурией нападая на развратника. Ну а потом ее настигает известие о грядущей свадьбе возлюбленного с другой. То, что ею потерян рассудок, зрителю дают знать, выпуская на сцену пять таких же, как Линда с Шарлем, пар двойников (точь-в-точь в таких же, как на героях, туалетах). Тут происходит, пожалуй, самое интересное: буквально фантасмагория шести Линд с шестью Шарлями, которые ползают, предаются то соитиям, то танцам с задранными ногами, и у всех натуральная рыбья мимика. Вывернутый наизнанку мир иллюзорной любви ослепителен и уродлив, чуден и чудаковат одновременно. Под конец угол роскошной картины с пейзажем – то, что буквально оказывается у обезумевшей героини между ног. За этот «спектакль в спектакле» совершенно неханжескому радикализму Татьяны Багановой – руководительницы екатеринбургской труппы «Провинциальные танцы» – хочется аплодировать.

Венера Гимадиева – Линда, Александр Полковников – Маркиз де Буафлери

В финальном действии Линду возвращает на родину побитая в начале подруга-Пьеротта. Пуссеновские пейзажи двумя совмещенными реальностями сопоставляются – один на фоне другого. Все герои оперы отчего-то предстают собственными противоположностями. Недавний абьюзер (Маркиз) становится добрым крестным Линды; впавшая в безумие гламурная девушка-кукла (Линда) – чудесно исцеленной пастушкой; подружка сиротка-Пьеротта – ангелом-хранителем. Шарль, отмазавшийся от свадьбы, признается Линде в любви. Только всему этому счастью трудно верить. Саднит от него, как от той застрявшей между линдиных ног картины.

В буклетном интервью Романа Феодори звучат актуальные соображения о крахе мужского мира с его «безапелляционностью», «неприятным двойным дном» и в то же время «одномерностью». После поставленной им в прошлом сезоне на сцене пермского Театра-Театра «Антигоны» на музыку современного композитора Ольги Шайдуллиной мысли эти читаются скорее продолжением той работы, нежели приуроченными к «бриллианту эпохи бельканто».

Дело в том, что самодостаточная красота стиля бельканто нуждается не только в концептуальных подпорках или даже в обыгрывании колоратур заземленной конкретикой сценического поведения, но, прежде всего, в доверии к той естественности «красивого пения», которой в данном случае мог похвастать только один исполнитель – Ярослав Абаимов в партии Шарля. Его легкому, летящему, почти бесплотному тенору в новой постановке было одиноко рядом с форсированными колоратурами Венеры Гимадиевой (Линда), нетвердым басом Александра Маркеева (отец Линды) и даже блистательно утрированным актерством Александра Полковникова (Маркиз). Оркестр под управлением Антона Гришанина в акустике Камерной сцены пока лишь приноравливал тяжеловесную, как у варикозного человека, поступь к предлагаемым обстоятельствам действия. Правда, один оркестровый аттракцион удался на славу: аккомпанемент к настоящей гиронде – инструменту бродячих музыкантов в сиротской песенке Пьеротты.

Генеральная репетиция Конкурс Рахманинова 2025

Генеральная репетиция

Завершился первый этап второго тура Рахманиновского конкурса в композиторской номинации

Поговорим об «Утесе» Конкурс Рахманинова 2025

Поговорим об «Утесе»

Жюри подвело итоги первого тура по специальности «Дирижирование»

Интрига нарастает Конкурс Рахманинова 2025

Интрига нарастает

Завершился второй тур пианистов на Международном конкурсе имени Рахманинова

Смерть и исчезание События

Смерть и исчезание

Île Thélème Ensemble представил программу памяти Эрика Сати