«Вольный стрелок» в Голландской национальной опере События

«Вольный стрелок» в Голландской национальной опере

Седьмая пуля Кирилла Серебренникова

В Голландской национальной опере состоялась премьера оперы Карла Марии фон Вебера «Вольный стрелок» в постановке Кирилла Серебренникова (музыкальный руководитель и дирижер  Патрик Хан). Это далеко не первое обращение режиссера к оперному жанру, но дебют на голландской сцене, и такой удачный, что дирекция театра уже готова предложить ему новое название.

«Вольный стрелок»  опера хоть и хрестоматийная, признанная вершина немецкого романтизма, но в современных реалиях далеко не самая репертуарная. Несмотря на «новый»  романтический  стиль музыки, по форме это классический зингшпиль с разговорными диалогами и вставными музыкальными номерами. А что режиссеры делают с архаичными и пространными диалогами? Правильно, спешат переписать их на новый лад, часто придумывая параллельный сюжет.

Авторы диалогов в новом «Стрелке»  сам Серебренников и драматург Арсений Фарятьев. Прием, который призван осовременить романтическую сказочку, стар как мир  это театр в театре: артисты собираются на репетицию оперы Вебера, параллельно выясняя отношения и обнажая свои психологические комплексы. Неуверенный в себе тенор и ледяная дива-примадонна, подружка-завистница и герой-любовник… Однако остроумные и часто даже философские тексты выводят этот банальный сюжет совсем на другой художественный уровень и поддерживают высокий градус зрительского интереса, не давая публике заскучать.

Конечно, невольные параллели возникают с недавней оперной премьерой Константина Богомолова  его «Кармен» в Перми: обилие видео и параллельные субтитры (от названий номеров до вольного их пересказа), музыкальные вставки совсем из другой оперы – в «Стрелке» это фрагменты из альбома Тома Уэйтса The Black Rider в исполнении банды на сцене Национального молодежного джаз-оркестра. Но серебренниковский «Стрелок» корректнее и классичнее, сценические персонажи  интеллигентнее, эпатажем тут и не пахнет.

Собственно, со сказкой Вебера покончено уже в увертюре, являющейся классическим тизером всей оперы с видео и титрами. Только в ней персонажи выходят в исторических костюмах и взаимодействуют в условиях традиционных мизансцен. Но увертюра окончена, актеры переоделись в «свое» и скинули маски, на смену наигранным романтическим чувствам главных героев  Макса и Агаты  пришли неприязнь и раздражение. Прекрасный лиричный дуэт немецкого тенора Беньямина Брунса и южноафриканской сопрано Йоханни ван Оострум оборачивается полным отсутствием диалога людей, отворачивающихся в разные стороны. А милое воркование кузин Агаты и Анхен (китайская сопрано Йинг Фанг)  циничными насмешками. Куда симпатичнее романтических героев выглядит самовлюбленный победитель Килиан  Михаэль Вильмеринг: он настолько занят собой, что даже и не думает о том, чтобы делать гадости другим.

Главным действующим лицом спектакля становится некто, обозначенный в программке как The Red Oneи этим некто неожиданно оказывается Один Ланд Байрон  американец в России, Фил Ричардс из сериала «Интерны» и любимый артист Серебренникова, которому он доверил роль Петра Ильича Чайковского в фильме «Жена Чайковского». В опере это тот самый трикстер, который перелицовывает сюжет и задает героям неудобные вопросы, а также подпевает джаз-бэнду. «Это опера про допинг, здесь действуют две женщины и семь мужчин, а также семь пуль и семь нот»  вот вольный пересказ тизера от Красного Некто.

«Что ты сделаешь с седьмой, заколдованной пулей?»  спрашивает он у порядком невротизированных уже актеров в разгар затянувшейся репетиции.  Для кого она?» Ответы самые разные: сопрано готова изничтожить коллег, опаздывающих на репетиции, а баритон  устроить показательную стрельбу в тире, чтоб развлечь своих друзей; один ответ звучит наиболее остро: «Я хочу быть человеком, про которого все знают, что у него есть волшебная пуля»…

В роли дьявола  черного охотника Самьеля  выступает дирижер спектакля, еще один дебютант на этой сцене, совсем молодой австриец Патрик Хан. Это к нему взывает Каспар – Гюнтер Гройссбёк  главный злодей оперы и соперник Макса за руку Агаты: «Я все сделаю, Маэстро, только вытащите меня из хора, я могу быть солистом, я все измерил, солист на целых семь (снова семь!) шагов ближе к дирижеру». Кстати, хору Серебренников тоже поручает многозначные реплики и диалоги. Артисты хора делятся с публикой своими страхами и суевериями, театральными приметами, пренебрежение которыми ведет к провалу. Каждая реплика идеально подобрана под персонажа, очевидно, что в спектакле одинединственный каст, в том числе и у солистов, так что исполнитель практически сливается с ролью.

Между фривольными шуточками про бритые ноги и счастливое белье неожиданно возникают полные боли и отчаяния реплики и диалоги главных героев. «Что ты получила, когда отказалась от своей души?»  спрашивают у сопрано. «Я больше не боюсь»,  отвечает она. Именно в страхах увидел режиссер параллели между оперным сюжетом и создаваемой им историей. И персонажи, и артисты, их исполняющие, измучены страхами. Но если Макс боится проиграть в состязании стрелков, то у наших современников страхов значительно больше: не взять нужную ноту, не добиться признания, стать никому не нужным и лишиться ангажементов, да мало ли сомнений на тернистом пути певца. Суеверия, зависть и злоба, манипуляции  все это, по мнению режиссера, процветает в оперном мире, в котором артисты используют все, что в их силах, чтобы добиться расположения одногоединственного человека  бога и дьявола оперы  дирижера. «Маэстро, я все сделаю, только выбери меня».

Так, начавшийся было как стендап-комедия спектакль оборачивается драмой одиночеств и артистических неудовлетворенностей, разрешить которую может только седьмая пуля («Кому она предназначена?»). Но по законам жанра все заканчивается хеппи-эндом с моралите: стрелок промазал, и отныне все турниры должны быть отменены и со страхами поражения покончено.

А музыка? Она также звучит необычайно корректно и интеллигентно, как в исполнении оркестра Консертгебау в яме, так и джаз-бэнда на сцене. Певцы не форсируют голоса и отдаются веберовской романтической гармонии в перерывах между психологическими разборками. Декорации минимальны: три видеоэкрана, несколько стульев и гримерных столов, костюмы вполне бытовые, в полном соответствии с актуальными тенденциями (за исключением исторических костюмов в увертюре и концертных платьев примадонны, о чем извещает The Red One, ведь у примадонны действительно должно быть платьев по количеству выходов, и последнее обязательно белое). И долго еще в воздухе звучит знаменитый хор охотников  главный веберовский шлягер.

Интрига нарастает Конкурс Рахманинова 2025

Интрига нарастает

Завершился второй тур пианистов на Международном конкурсе имени Рахманинова

Смерть и исчезание События

Смерть и исчезание

Île Thélème Ensemble представил программу памяти Эрика Сати

От тайги до британских морей События

От тайги до британских морей

Объявлены лауреаты III премии «Чистый звук»

Здравствуй, племя незнакомое Конкурс Рахманинова 2025

Здравствуй, племя незнакомое

Конкурс имени Рахманинова стартовал с фортепианной номинации