Сто чертей и одна девушка События

Сто чертей и одна девушка

Сюрпризы Учебного театра: каскадом раритетных постановок завершился учебный год в ГИТИСе

Мне уже доводилось писать в нашем журнале о том, как в мастерских музыкального факультета ГИТИСа работали над редкими, малоизвестными или вовсе неизвестными операми и затем успешно реализовывали их на сцене своего Учебного театра в назидание старшим коллегам – профессиональным музыкальным театрам. В частности, речь шла о таких произведениях, как оперы Бриттена «Поворот винта» (курс А. А. Бармака), или «Ложь Мартина» – дипломная постановка выпускницы курса Д. А. Бертмана Анны Саловой. Также мастерами факультета неоднократно ставились редкие оперы Генделя, Пуччини (например, его «Сестра Анжелика») и другие произведения, незаслуженно обойденные вниманием оперных театров. Нынешняя экзаменационная сессия вообще подарила поклонникам Учебного театра, переполнившим его скромный зал, абсолютный раритет – оперу Э. Вольфа-Феррари «Перекресток» в исполнении студентов мастерской профессора Александра Бармака.

Итало-немецкий композитор Эрманно Вольф-Феррари (1876-1948), очень популярный в Европе в первой половине ХХ века, у нас ставился крайне редко. Из сколько-нибудь известных нам постановок можно отметить любопытный спектакль «Четыре самодура» Бориса Покровского в его Камерном музыкальном театре, который с успехом шел несколько сезонов. Либретто своих творений композитор предпочитал делать на основе комедий знаменитого драматурга XVIII века венецианца Карло Гольдони. Его оперы отличаются яркими запоминающимися мелодиями, легкостью и занимательностью сюжетов, остроумием и изяществом.

Все эти достоинства сполна проявлены и в опере «ll campiello» («Перекресток»). Опера эта никогда не шла в России, не была переведена, и то, как был добыт музыкальный материал, – самостоятельная и почти детективная история. Главное, что он был найден, разучен с помощью педагога по итальянскому языку (точнее, по его венецианскому диалекту) и впервые поставлен на российской сцене.

Согласно краткому содержанию, герой оперы, как и комедии Гольдони, – перекресток: «…шумный, полный жизни – ссор, примирений, ревности, радости, огорчений и любви. Он переплетает судьбы его обитателей и приглашает зрителя вместе с героями справиться со всеми жизненными неурядицами и добраться до счастливого конца».

Режиссер-постановщик «Перекрестка» Александр Бармак полностью реализовывает заявленную авторами веселую «венецианскую» кутерьму в ярких и изобретательных мизансценах, а главное – в ярких характерах действующих лиц. Педагог добился сохранения органичности поведения исполнителей и в вокально сложных ариях, дуэтах и ансамблях, и в пластически трудных эпизодах парных и коллективных драк и падений. Так же органичен и переход от речитативов к бурной пляске, в которую студенты включаются азартно и с нескрываемым удовольствием.

Лаконизм декоративного оформления, состоящего из минимума деталей бытового характера (как то: табуретка, бочка, колесо) хорошо компенсируют яркие костюмы персонажей, особенно женщин. Сложнее было с гримом. В «возрастных» ролях – пап, мам и дядей – исполнители были одинаково юны, и отличать детей от родителей, практически одинаково загримированных, зрителям было нелегко…

Но главное, студентам с помощью их педагогов, (кроме профессора А. Бармака, это Э. Тибилова и О. Лесникова) удалось создать яркую галерею образов, очень «итальянских», можно сказать, «гольдониевских», – громких, живых, темпераментных, эмоциональных и при этом простодушных и наивных.

Уровень исполнения студентами вокальных партий, конечно, разный. Еще заметны трудности пения в высоком регистре, не у всех отчетлива дикция. Но это всего лишь второй курс института, впереди еще есть время совершенствоваться в своей будущей профессии. А свою музыкальность они доказали исполнением без помощи дирижера массовых ансамблей в темпе presto. Это, конечно, заслуга музыкального руководителя курса Льва Морозовского. Назову и концертмейстера Сейдамета Сейдаметова.

Постановкой оперы Вольфа-Феррари «Перекресток» репертуарные сюрпризы факультета музыкального театра не ограничились. Еще один безусловный раритет – оперу К. В. Глюка «Непредвиденная встреча, или Пилигримы из Мекки» – поставил в своей мастерской на третьем курсе Александр Титель.

Оперы Глюка (а их несколько десятков!) вообще очень редки на отечественных сценах, тем более комические, каких у великого оперного реформатора совсем немного. «Непредвиденная встреча» на либретто французского драматурга Луи Данкура была поставлена в Вене в 1764 году и в России никогда не шла. Исследователи творчества Глюка считают, что своей «ориенталией» она как бы предвосхитила «Похищение из сераля» Моцарта. Конечно, профессор А. Титель и его студенты прочли старинную партитуру современными глазами, динамично и остроумно.

Список сюрпризов закончившегося учебного года можно завершить если и не раритетом, то, бесспорно, редким гостем на музыкальных сценах страны. А жаль, потому что это оперетта Тихона Хренникова «Сто чертей и одна девушка» – лучшее произведение композитора в этом жанре. Очень популярная полвека назад, любимая и зрителями, и артистами, оперетта эта давно вышла из репертуара театров, несмотря на замечательную музыку и лихо закрученный сюжет (автор либретто Е. Шатуновский).

«Сто чертей и одна девушка» возродилась на сцене Учебного театра ГИТИСа, хотя и под новым названием – «Однажды в Лукошкино», в работе выпускного курса студентов мастерской Дмитрия Бертмана. Режиссер-постановщик Галина Тимакова, сохранив все основные сюжетные линии, несколько сократила текст первоисточника и некоторых хоровых эпизодов. С вокальными партиями молодые артисты, с помощью музыкального руководителя Ирины Иолович, отлично справились, и многие сольные и массовые номера тепло встречались зрителями.

Режиссерскую сторону постановки отличает изобретательное использование двигающихся элементов декорации (сценограф Сергей Егоров), тщательная разработка мизансцен. Заметна педагогическая работа с участниками над их сценическими образами. Упомянем в этой связи студентов Юлию Перепелица в роли Вари, Андрея Помещикова (редактор Кураев), Марину Ерёмину – Степаниду и Якова Швецова в роли Григория. Колоритный образ Агафона создал Карлен Кардашян.

Мастера ГИТИСа продолжают плодотворное обращение к редкостям музыкального театра. С интересом будем ждать обретения новых раритетов.