события июня Анонсы

события июня

Дягилевский фестиваль / Анна Нетребко и Пласидо Доминго в опере «Макбет» Верди / Российская премьера оперы Г. Ф. Генделя «Оттон» / «Нуреев» / «Не спать» / Международный фестиваль современного танца в Монпелье Montpellier Danse / «Дикая Мята» / «Боль» / Bosco Fresh Fest

Ирина Муравьева
обозреватель «Российской газеты»

14–24 июня
Пермский театр оперы и балета имени П. И. Чайковского
Дягилевский фестиваль

Сегодня это концептуальный проект, последовательно продвигающий современное искусство, современную музыку, экспериментальные формы творчества. Сама стратегия Дягилевского подразумевает крупные международные проекты и копродукцию Пермской оперы с европейскими театрами. Так, в этом году на фестивале представят постановки Ромео Кастеллуччи (оратория Артюра Онеггера «Жанна Д’Арк на костре»), бельгийского хореографа Алена Плателя (авангардный балет “Nicht Sсhlafen” – «Не спать») на музыку Густава Малера и африканского полифонического пения), Робера Лепажа (спектакль “Needles and Opium” («Иглы и опиум»). Но для худрука фестиваля Теодора Курентзиса суть всего проекта не в именах и премьерах, но и в особом переживании искусства через новые ощущения, исследование границ воображения и возможностей подсознания, которые должен обеспечивать публике Дягилевский фестиваль. Именно поэтому музыку здесь можно слушать в самом неожиданном формате: лежа на полу в атриуме дома Дягилева или на берегу Камы на рассвете. В этом году в афишу добавился sleep concert – концерт для спящей аудитории, которую разместят на кроватях в зале гостиницы «Урал». Между тем, программы фестиваля – самые разнообразные: будет звучать барочная, джазовая, этническая музыка, программы классики и премьеры партитур, кипрские песнопения, импровизации с участием квартета musicAeterna. На финал Курентзис задумал исполнить с Фестивальным оркестром малеровскую программу.

17, 21, 24, 29 июня, 2 июля
Берлин, Штаатсопер
Анна Нетребко и Пласидо Доминго в опере «Макбет» Верди

Свой 275-й сезон Берлинская Штаатс­опер, вернувшаяся после реконструкции и технической модернизации в историческое здание на Унтер-ден-Линден, завершит яркой премьерой. В спектакле «Макбет» Верди, который сейчас готовят музрук театра Даниэль Баренбойм и ветеран немецкой оперной режиссуры 82-летний Гарри Купфер, выйдут Пласидо Доминго и Анна Нетребко. Исполнявшие эти партии в разных театрах, Доминго и Нетребко впервые встретятся в «кровавом дуэте» на берлинской сцене. «Макбет» – один из самых зловещих сюжетов шекспировского театра, закрутивший в страшный клубок страсти, убийства, инфернальные силы, политику, рок. У Верди этот сюжет воплотился в новаторском и впечатляющем синтезе музыки и драмы, требующем от певца не только искусства пения, но и актерского дара. Для Доминго важна рефлексия Макбета, сходящего с ума от совершенных злодеяний. Леди у Нетребко – яростная, со стальной колоратурой, подстрекающая Макбета к убийству и приближающая его к окончательной катастрофе. В сцене лунатизма она переживает состояние психического распада. К слову, новую постановку «Макбета» Верди представят в июне и в Москве – в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл.И.Немировича-­Данченко (режиссер Кама Гинкас, сценограф Сергей Бархин, 20–24 июня).

21 июня
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Российская премьера оперы Г. Ф. Генделя «Оттон»
(концертное исполнение)

Опера “Ottone, re di Germania” («Оттон, король Германии») имела огромный успех при жизни Генделя. Написанная в Лондоне в 1722 году, она ставилась в нескольких редакциях и собирала на сцене целые составы оперных суперзвед того времени. Это, кстати, единственная опера Генделя, в которой пел знаменитый кастрат Фаринелли (партию Адальберта). В основе ее сюжета – вымышленная история из жизни Адальберта итальянского и его матери Уиллы Тосканской (Гисмонда), Отто II и византийской принцессы Феофании. Их взаимоотношения полны любовных страстей, интриг, подмен, пиратских похищений, завершающихся счастливым финалом – соединением Отто с принцессой Феофанией. Музыка в этой опере больше акцентирует внимание не на бравурности и ослепительной виртуозности вокала, как в других операх Генделя, а на выразительной красоте арий. Не случайно многие из этих арий стали концертными хитами. По словам современников, «после “Оттона” увлечение итальянской оперой захлестнуло Лондон, и никто не интересовался ни литературой, ни другими видами искусства». В Москве «Оттон» прозвучит впервые, причем, в очень привлекательном европейском составе – с участием Анны Бонитатибус (меццо-сопрано), Марианны Беаты Килланд (меццо-сопрано), Джоан Ланн (сопрано) и других.

 

 

Татьяна Кузнецова
обозреватель отдела культуры газеты «Коммерсантъ»

26–28 июня
Москва, Большой театр. «Нуреев»

На этот грандиозный спектакль Кирилла Серебренникова (либреттист, режиссер, сценограф), Юрия Посохова (хореограф) и Ильи Демуцкого (композитор) надо попадать непременно. Отнюдь не из-за мирового скандала, сопровождавшего его рождение (в прошлом году июльская мировая премьера была отменена по не выясненным до сих пор обстоятельствам, спектакль увидел свет только в декабре). И не только из солидарности с главным творцом балета – сидящим под арестом Кириллом Серебрен­никовым. Этот танцевальный байопик отменных художественных достоинств невозможно представить на другой сцене мира: он циклопичен. В нем занято почти три сотни человек – балет, хор, миманс, драматические артисты. Такой спектакль тяжело репетировать, нелегко сохранять в репертуаре, а потому каждый «Нуреев» может оказаться последним.

20 июня
Пермский театр оперы и балета имени П. И. Чайковского
«Не спать»

Дягилевский фестиваль представляет российскую премьеру “Nicht Schlafen” – спектакль радикального бельгийца Алана Плателя и его труппы Les Ballets C de la B. Водрузив в центре сцены трупы лошадей (сценограф Берлинде де Брёйкере), ошеломив зрителей музыкой Малера в душераздирающей обработке композитора Стивена Пренгельса, постановщик устроил на сцене настоящую бойню, которую, однако, следует трактовать в метафорическом ключе. Ален Платель, дипломированный специалист по неврозам, развенчивает героику и романтику войн, ставя чисто медицинский диагноз любой агрессии и неполиткорректно высмеивая зараженных ею людей, одержимых жаждой реванша и самоутверждения любой ценой.

22 июня – 7 июля
Международный фестиваль современного танца в Монпелье
Montpellier Danse

Старейшим французским фестивалем современного танца его директор Жан-Поль Монтанари рулит с 1991 года фактически в одиночку. В этом году он делает реверанс в сторону широкой публики. Помимо закоренелых радикалов, в программе – современные классики: Акрам Хан и Анна-Тереза де Кеерсмакер со своими новыми спектаклями, именитые Нидерландский театр танца (NDT) и израильская Batsheva, итальянец Якопо Годани, заменивший Уильяма Форсайта на посту руководителя франкфуртско-дрезденской труппы, и этуаль Парижской оперы Хосе Мартинес, ставший худруком Национального балета Испании. Фестиваль проходит на полудюжине сценических площадок, а также по всему городу: уличные мастер-классы и представления – его конек.

 

 

Денис БОЯРИНОВ
редактор раздела «Современная музыка» на портале Colta.ru

9–11 июня
д. Бунырево (Тульская область)
«Дикая Мята»

Фестиваль «Дикая Мята» начинал одиннадцать лет назад на поле под Боровском с музыки в стиле этно и фудкортов с экологической едой. В последние годы фестиваль перебрался в Тульскую область, за 150 километров от Москвы, и значительно расширил жанровую па­литру. В этом году на трех сценах «Дикой Мяты» выступит порядка 70 артистов из разных стран мира – от русского рока и танцевальной электроники до латиноамериканской балканщины и израильского фанка. Козырь фестиваля в этом году – выступление вышедшей из затворничества Земфиры. В иностранных хедлайнерах: немецкий дуэт Milky Chance, выбившийся в звезды на ракетной тяге хита “Stolen Dance”, датчане Brothers Moving, когда-то бывшие уличными музыкантами, мэтры латвийского рока Brainstorm и грузины Mgzavrebi. С российской стороны – вечные ретро-романтики «Браво», заслуженные деятели альтернативы «Animal ДжаZ», группа «25/17», лавирующая между рэпом и роком, стадионный гопак-оркестр The Hatters и другие. Но самое интересное на «Дикой Мяте» – это артисты, чьи имена пока вам ничего не говорят. Полагаясь на свой вкус и чутье, организаторы фестиваля рискуют приглашать молодых российских и зарубежных музыкантов, в которых видят перспективу. В этом году в фаворитах продюсера фестиваля Андрея Клюкина – тель-авивские рокеры The Paz Band, московская хип-хоп певица Taya Mala и питерский вамп-рок-дуэт Glosoli, в котором играют две валькирии. Обратите внимание.

10–11 июня, Main Stage (Шарикоподшипниковская, 13 стр. 33)
«Боль»

Если организаторы «Дикой Мяты» утверждают, что их интересуют только «дикорастущие» артисты – те, которые нашли свой путь без продюсерской опеки, то в сфере пристального внимания фестиваля «Боль» – музыка, которую многие прежде считали сорной. Миссия «Боли» – предоставить площадку для отечественного андеграунда в его самых причудливых формах. К четвертому году жизни фестиваль собрал вокруг себя преданную аудиторию и дополнил программу яркими представителями зарубежной инди-музыки. На этот раз приедут британские панки Slaves и нео-глэм-рокеры HMLTD, эстонский рэпер-провокатор Tommy Cash, калифорнийские любители индустриального звука The Soft Moon, исландские поклонники готики Kælan Mikla, французский синт-поп-­ансамбль Grand Blanc и другие коллективы, старающиеся отвесить мощную пощечину общественному музыкальному вкусу. Но на «Боль» следует идти, чтобы составить представление о положении дел в российском музподполье – здесь выступят артисты, которые уже выбились из-под асфальта безразличия масс (Motorama, «Пасош», Антоха MC, Хаски, «Макулатура», Монеточка* (признана иноагентом на территории РФ)); те, которые надеются это сделать в скором времени (Гречка, «Электрофорез», «Дайте Танк (!)», «Деревянные Киты») и те, которым это не светит никогда, но, кажется, они и не расстраиваются на этот счет.

10–11 июня
Сколково
Bosco Fresh Fest

Молодежный фестиваль Bosco Fresh Fest, отпочковавшийся от буржуазного «Черешневого леса», в этом году выбрал своим лейтмотивом космос, устремление в будущее и тягу к знаниям. Раскрывать тему начали с площадки – фестиваль выезжает из Москвы за город, чтобы установить свои сцены на большой лужайке Школы управления «Сколково», и для многих это станет поводом впервые посетить таинственную «подмосковную силиконовую долину», которая, говорят, архитектурно вполне похожа на Звездный городок будущего. Музыканты, приглашенные выступать на фестивале, имеют косвенное отношение к покорению межзвездных пространств и футурологии. Главный герой первого дня – шведский синти-поп-проект Fever Ray, созданный певицей из дуэта Knife Карин Дрейер. В клипах и на сцене Карин Дрейер предстает в образе гостьи из другой галактики, которую очень заботят земные проблемы – от LGBT-дискриминации *(Признано экстремистской организацией и запрещено на территории РФ) до ядерной энергетики. Шоу Fever Ray, в котором задействованы странные костюмы и большое количество лазеров и LED-­экранов, производит впечатление заброшенного в наш мир из какой-то другой реальности. В финале второго дня на BFF выступит британский дуэт Orbital – звезды электроники 90-х, которые после пяти лет молчания в этом году выпускают новый альбом “Monsters Exist». Он, судя по комментариям братьев Пола и Фила Хартноллов, скорее навеян тягостными размышлениями о настоящем, чем грезами о будущем. Но мелодичная электроника Orbital осталась прежней – она больше походит на саундтрек к научно-фантастическим утопиям, чем к манифестам критического реализма.