Свердловская филармония пополняет свои ряды талантливыми музыкантами. С нового сезона в качестве главного дирижера Уральского молодежного симфонического оркестра приглашен Дмитрий Филатов. В его портфолио – победа на международном конкурсе имени Е.Ф. Светланова в Париже, сотрудничество с такими коллективами, как Филармонический оркестр Радио Франции, оркестра Sinfonia Warsovia (Польша), Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Уральский академический филармонический оркестр, Омский академический симфонический оркестр, симфонический оркестр Михайловского театра, Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр и другие.
Евгения Кривицкая (ЕК) встретилась с Дмитрием Филатовым (ДФ) на фестивале «Безумные дни» и расспросила о новом назначении и творческих перспективах.
ЕК Дмитрий, Свердловская филармония входит в число элитных и славится своими оркестрами. С чего началось ваше сотрудничество?
ДФ В 2018 году, после победы на конкурсе дирижеров имени Светланова меня пригласили на фестиваль La folle Journée («Безумные дни») во французский город Нант. Там, после одного из моих выступлений, приятно было получить восторженные отзывы от моих екатеринбургских коллег, а затем и приглашение выступить в Свердловской филармонии в качестве дирижера. Тогда с УАФО мы исполнили Третью симфонию Чайковского, увертюру «Карнавал» Дворжака и его Концерт для фортепиано соль минор с пианистом Ильей Максимовым.
ЕК Каково ваше впечатление от Уральского молодежного симфонического оркестра – каков потенциал коллектива?
ДФ Мы не первый год сотрудничаем, первая встреча состоялась в 2019 году, когда я получил приглашение выступить с этим коллективом в рамках фестиваля «Безумные дни» уже в Екатеринбурге. Могу честно сказать, что я сразу влюбился в этот коллектив. Он действительно имеет своё лицо и харизму. Тот факт, что желание музицировать с УМСО разделяют такие музыканты как Борис Березовский, Денис Мацуев, говорит о многом. Молодёжный оркестр – это молодые музыканты с возрастным ограничением до 35 лет. Замечательно, что за годы существования, в оркестре есть костяк прекрасных музыкантов. К сожалению, мы не молодеем и проблема кадрового потенциала всегда актуальна. Воспитание молодых музыкантов, планирование гастролей, международная оркестровая академия, образовательные программы и мастер классы для музыкантов оркестра, дискография коллектива, сотрудничество с приглашенными дирижерами – все это неотъемлемая часть для успешного развития творческого коллектива.
ЕК В каком алгоритме вы будете работать в Екатеринбурге? Здесь принято, чтобы с оркестрами выступали разные дирижеры. Или вы будете единолично вести репертуар?
ДФ Сезон 2022-23 был сформирован задолго до моего назначения, и мой концертный график не столь насыщен. Руководство коллектива для меня – большая ответственность, и передо мной стоит целый ряд задач по развитию и творческому планированию оркестра. Выступление приглашенных дирижеров – неотъемлемая часть творческого развития коллектива, главное чтобы это общение было интересным и плодотворным для оркестра.
ЕК Вы впервые участвуете в фестивале «Безумные дни» как сотрудник филармонии. Каковы ваши впечатления изнутри?
ДФ Мой контракт в качестве главного дирижёра Уральского молодежного симфонического оркестра начинается в августе, но не смотря на это, я ощущаю себя частью замечательной команды Свердловской филармонии. Ее преданность делу, любовь к музыке и фестивальный дух выше всяких похвал. Очень рад тому, что могу быть не только участником, но и слушателем это уникального в России фестиваля.
ЕК Услышит ли вас в новом сезоне публика в вашем родном Белгороде – как в филармонии восприняли ваш переход?
ДФ Приятно, что руководство филармонии восприняло мое назначение с понимаем. Творчество – это всегда путь за горизонт. Белгород и филармония – это моя родина, и конечно наши творческие контакты продолжатся.
ЕК Вы достаточно активно даёте концерты, имеете возможность играть многое из того, что лично вам близко. Есть ли музыка, сочинения, о которых вы мечтаете, но по которые по каким-то причинам ещё не исполняли?
ДФ Музыка для меня – это процесс духовного общения между дирижером, композитором, музыкантами и слушателем. И чтобы этой диалог был откровенным, думаю, удирижера должен быть не только профессиональный, но и жизненный опыт. Вся гамма чувств и переживаний, которая есть в музыке, требует от дирижера правильной расстановки акцентов в партитуре. Так для меня музыка Малера является пока той «неоткрытой дверью», той terra incognita, познание которой я растягиваю с удовольствием. Мне кажется, Валентин Гафт хорошо подметил:
«По чистоте душа тоскует, в том звуке – эхо наших мук,
Плотней к губам трубы мундштук, искусство – это кто как дует!»