El collar de la paloma</br>Capella de Ministrers, Carles Magraner</br>Licanus Релизы

El collar de la paloma
Capella de Ministrers, Carles Magraner
Licanus

Capella de Ministrers — испанский коллектив из Валенсии под руководством виелиста и музыковеда Карлеса Магранера. Ансамбль специализируется на исполнении старинной музыки, а в их дискографии есть как средневековые реконструкции, так и композиции XVII–XVIII веков. Альбомы коллектива продуманны и, как правило, выстраиваются вокруг эпохи, личности, ее олицетворяющей, или композитора.

Новый диск посвящен тысячелетию литературного сочинения, созданного на территории нынешней Испании, — трактату о любви «Ожерелье голубки» (1022) андалузского поэта Ибн Хазма. Ибн Хазм принадлежал к ныне исчезнувшей культуре пиренейских мусульман: с VIII по XV век юг Пиренейского полуострова был частью арабского мира. За восемь веков сложилась богатая и самобытная культура, мусульмане и христиане жили бок о бок, что позволило одним воспринять христианские ценности, а другим — познакомиться с арабской письменной культурой. Созданная же в этом сплаве музыка сохранилась лишь в небольшом объеме, но это позволило музыкантам создать свое собственное прочтение, импровизируя тексты в стиле эпохи на основе подлинных мелодий.

Голубь в понимании мусульманской культуры XI века был символом сладострастия, поэтому название трактата современниками понималось однозначно. «Ожерелье голубки» состоит из глав, каждая из которых содержит развернутую прозаическую мысль Ибн Хазма о том или ином аспекте любви или ее видах. Кроме того, он приводит реальные, наблюдаемые им истории из жизни современной ему мусульманской Испании XI века, а также поэтические вставки, соответствующие тексту или комментирующие его. Эти стихи и легли в основу импровизационных композиций.

Выбранные стихотворные фрагменты были распределены на пять частей по сюжетам. Затрагивается природа любви и влюбленности, а также пороки: измена, ревность и забвение. Однако стихи не являются центром большинства композиций. Они существуют как часть импровизации. Для альбома характерна форма, когда большую часть трека занимает виртуозное соло на одном или двух инструментах, а стих исполняется лишь ближе к концу. Также не всегда возможно определить начало и конец композиции, и есть ощущение, что альбом писался одним дублем, как большая импровизация, а потом уже был поделен на фрагменты.

При этом чувствуется глубокое понимание музыкантами ладового языка, а соло, как и полагается арабской музыке, насыщены микрохроматическими украшениями. Инструменты типичны для мусульманского мира — например, используются уд, рубаб или томбак. Кроме них также присутствуют европейские инструменты, распространенные в Средневековье на территории Пиренейского полуострова: арфа и виела.

Безусловно, «Ожерелье голубки» — альбом-­посвящение, способ отметить тысячелетие древнего памятника. Но, несмотря на реконструкторскую природу, альбом слушается очень стильно, виртуозное искусство музыкантов служит дополнением к тексту, насыщая его новыми смыслами.