Блютус для Шуберта События

Блютус для Шуберта

В Москве прошел третий «Исполнительский практикум» по современной музыке

«Практикум» – это инициатива, системно обращенная к поиску и воспитанию музыкантов, горячо заинтересованных в изучении и исполнении современной музыки в том специфическом ракурсе, который пока не предусмотрен программами отечественных музыкальных колледжей и вузов. Заведомо обозримый горизонт консерваторских представлений о современных способах композиции, нотации и методах мультимедийности объясним и понятен: само слово «консерватория» отсылает к понятию «консерватизм». Но как быть, если многие молодые музыканты, особенно из глубинки, понятия не имеют о том, что в мировой композиционно-исполнительской практике уже пару десятилетий оценивается как мейнстрим? И где им получать информацию и практические компетенции, которые настроили бы их слуховой аппарат так, чтобы эффектная современная лексика одного сочинения была отличима от безусловного радикального авторского жеста в другом сочинении?

Лето – не только пора каникул

Всему этому и обучают на «Исполнительском практикуме» – своего рода «летней консерватории», инициированной Российским музыкальным союзом (РМС) и вот уже в третий раз организованной Викторией Коршуновой – руководителем Ассоциации современной академической музыки гильдии композиторов РМС. Будучи также директором Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) и директором Международной Академии молодых композиторов в городе Чайковском, Виктория Коршунова сбалансированно использует необозримый кругозор музыкантов МАСМ, превращенных на практикуме в мастеров-педагогов, и уникальные знания современных композиторов, читающих лекции.

В качестве лекторов были привлечены: композиторы Николай Хруст (тема: «Новые приемы игры на музыкальных инструментах»), Александр Хубеев (тема: «Современная нотация»), Николай Попов (тема: «Электроакустическая композиция. Исполнитель и новый “электронный инструментарий”»), а также альтист Сергей Полтавский (тема: «Live-electronics глазами исполнителя»). После утренних лекций из Электроакустического центра Московской консерватории студенты перемещались на мастер-классы в аудитории Дома композиторов в Брюсовом переулке, где с ними занимались Олег Танцов (кларнет), Иван Бушуев (флейта), Ирина Сопова (альт), Евгений Субботин (скрипка), Юлия Мигунова (виолончель) и Михаил Дубов (фортепиано). Параллельно в большом зале галереи «ГРАУНД Солянка» вел класс импровизации Дмитрий Власик (перкуссия).

«Девятый вал» современной музыки

За восемь дней практикума, после четырех лекций и занятий у семи педагогов, участники вправе были бы назвать пережитое «мозговым штурмом». Результатом их интенсивной работы стали два огромных заключительных концерта – 9 июля в «ГРАУНД Солянке» и 10 июля в зале Дома композиторов. Само по себе перечисление авторов, собранных в две впечатляющие четырехчасовые программы, может стать «живым укором» консерваториям, где творчество Пьера Булеза или Джачинто Шельси наверняка изучается, но навряд ли студенты сходу сформулируют десять отличий стилей Тосио Хосокавы – натурализовавшегося в Берлине японца – от француза Марка Андре или австрийца Клауса Ланга от его американского однофамильца Дэвида Лэнга.

А ведь кроме них были исполнены Кейдж, Саариахо, Лувенди, Ксенакис, Фернехоу, Тен Хольт, Такемицу, Пендерецкий, Дюсапен, Телониус Монк, Лахенман, Мюрай и еще с десяток авторов с труднопроизносимыми именами. Завершило двухдневный концертный марафон роскошное сочинение Виктора Екимовского с говорящим названием «Девятый вал» (для двух фортепиано и органа). Однако, прежде чем «Девятый вал» накрыл участников и слушателей, стоит рассказать, через что прошли молодые исполнители за дни практикума.

Концерт в галерее ГРАУНД Солянка. Фото: Евгений Второв
Концерт в галерее ГРАУНД Солянка. Фото: Евгений Второв
Концерт в галерее ГРАУНД Солянка. Фото: Евгений Второв
Концерт в галерее ГРАУНД Солянка. Фото: Евгений Второв
Концерт в галерее ГРАУНД Солянка. Фото: Евгений Второв
Концерт в галерее ГРАУНД Солянка. Фото: Евгений Второв
Концерт в галерее ГРАУНД Солянка. Фото: Евгений Второв
Концерт в галерее ГРАУНД Солянка. Фото: Евгений Второв
Концерт в галерее ГРАУНД Солянка. Фото: Евгений Второв
Концерт в галерее ГРАУНД Солянка. Фото: Евгений Второв
Концерт в галерее ГРАУНД Солянка. Фото: Евгений Второв
Концерт в галерее ГРАУНД Солянка. Фото: Евгений Второв
Концерт в галерее ГРАУНД Солянка. Фото: Евгений Второв
Концерт в галерее ГРАУНД Солянка. Фото: Евгений Второв
Концерт в галерее ГРАУНД Солянка. Фото: Евгений Второв
Концерт в галерее ГРАУНД Солянка. Фото: Евгений Второв
Концерт в галерее ГРАУНД Солянка. Фото: Евгений Второв
Концерт в галерее ГРАУНД Солянка. Фото: Евгений Второв
Концерт в галерее ГРАУНД Солянка. Фото: Евгений Второв
Концерт в галерее ГРАУНД Солянка. Фото: Евгений Второв

Про датчик, прикрученный скотчем, и про ноты, возникшие из расшифровки голоса Валентины Терешковой

Рассказывая о том, каких нервов стоит исполнение хотя бы одного навороченного современного сочинения, альтист Сергей Полтавский все-таки скромничал. Речь шла об «Оружии выбора» (2009) немецкого экспериментатора Александра Шуберта, придумавшего мультимедийную композицию для альта с электронным смычком, двух компьютеров и специально написанной компьютерной программы. Структура управляется смычком, на который нацеплен электронный датчик. Взмахом смычка исполнитель останавливает и вновь «включает» звук, регулирует систему повторов, усиливаемых электронными преобразованиями вживую записываемых (а не только играемых) эпизодов. Один человек на сцене создает эффект целого оркестра. Его смычок вздымается и опускается, режет воздух, описывает круги, вызывая то мощные, то сверхтонкие резонансы, то запуская, то останавливая звучание.

Оказывается, в мире не так много исполнителей, способных освоить всю сумму требуемых навыков – не только артистических, но и инженерных, программистских и в то же время индивидуально изобретательских. Необходимые датчики не производятся, непонятно как их крепить (можно пропустить шнур датчика через рукав, но тогда альтист не сможет в нужном месте положить смычок и заиграть pizzicato). Выход: примотать скотчем непосредственно к смычку. Чтобы два компьютера «видели» друг друга, нужен незасоренный другими сигналами эфир (где же его найти в век Wi-Fi?), хороший Bluetooth (с точно настроенными геолокациями). Кто бы мог подумать, что за все это отвечает сам солист, сознающийся, что иногда вся эта система безотказно работает в домашних, как он выразился, «тепличных», условиях, а за пять минут до концерта вдруг берет да отказывает, и поди обнаружь проблему: то ли где коммутация отказывает, то ли настройкам век Wi-Fi что-то мешает? К счастью, выдержки Сергею Полтавскому не занимать: после недавних исполнений сперва в Москве на фестивале «Биомеханика», а потом и в Перми – на Дягилевском фестивале, он стал первым, сыгравшим в России «Оружие выбора».

Совсем по-другому начинаешь понимать музыку после лекции Николая Попова, который показывал электронное сочинение Игоря Кефалиди, основанное на записи соловьиного пения, и рассказал об опытах Петера Аблингера, изобретателя системы нотной записи человеческого голоса. В его сочинении Voices and Piano не просто слышен преобразованный электроникой в фортепианные ноты голос Валентины Терешковой («Весна. Я Чайка. Вас слышу слабо. Прием. Прием»), но и виден ритмически сложный синхрон ее позывных на клавишах рояля Yamaha. Фокус в том, что за роялем никто не сидит – клавиши нажимаются сами собой. «Говорящее фортепиано» Петера Аблингера стало, пожалуй, самым неправдоподобным из открывшейся на практикуме новой музыкальной реальности. Студенты тут же вооружились мобильниками и записали видео, а то кто же поверит, что такое возможно? Впрочем, лектор не пожадничал и показал еще один аналогичный «трюк»: на видео из YouTube звучал Квартет Стива Райха «9/11», использующий преобразованные расшифровки разговоров американских спецслужб, связанные с обрушением башен-близнецов. Чудеса, да и только.

 

«Взор твой светел, потому что…»

Казалось бы, чему еще удивляться после такого? Но в пространстве современной музыки с подобными выводами лучше не спешить. На индивидуальных мастер-классах вас буквально ошарашивает способность мастеров-педагогов на слух выхватывать даже не ошибки, а исполнительские погрешности в три четверти тона. В открытое окно из Брюсова переулка несутся звуки отбойных молотков, под которые в кларнетном классе Олега Танцова разворачивается дискуссия. «Не звучит! Вот сейчас был четверть-бемоль, а надо, чтобы ты сыграл три четверть-бемоль. И это же кульминационная фраза, значит, надо ее как-то выделить». (Работают над Сонатой для кларнета соло Эдисона Денисова.) Студент Геворк из Санкт-Петербурга ссылается на пересушенность трости (на улице и впрямь стояла жара), попутно сообщая, что он сам себе делает трости. Разговор тут же переходит в практическую область:

– А где камыш берешь?

– Заказываю из Франции.

– А режешь сам?

– Нет, у мастера. Но потом сам обтачиваю.

Геворк продолжает играть, но мастер его вскоре останавливает: «Ой, ну в конце этого такта, где восемь тридцать вторых, последняя нота же си-бемоль, а ты играешь си-бекар». Таким образом, под непрекращающийся шум отбойных молотков с улицы найдена издательская ошибка. Потом – еще три издательских ошибки. Как совмещаются две столь разные слуховые реальности – уличная и музыкантская – совершенно неясно. Но от такого уровня профессионализма на душе становится светло. Неожиданно ловишь себя на том, что читаешь слова, которые видишь на футболке педагога: «“Взор твой светел, потому что внутри тебя свет”. Евангелие от Луки». И как-то совсем уже не странно, что со следующим студентом – Николаем Буториным, который приехал с Ямала, – сейчас тут начнут работать над пьесой Франко Донатони Clair, что в переводе означает «Свет» (или «Ясность»).

Тем временем в классе скрипки Евгения Субботина работают над «Каденцией» Пендерецкого. «Главное, выбрать правильное дыхание, – говорит Субботин. – Восьмушки? Четверти? И пожалуйста, следите за тем, что происходит в паузах. Там ведь тоже всегда что-то происходит. Вот сейчас вы сыграли концентрированным звуком, а это же только начало cresсendo! Значит, надо понять, сколько дать смычка, чтобы получился тихий звук. Сыграйте это более сноровисто, что ли. Сыграйте от слова “игра”».

В фортепианном классе Михаила Дубова екатеринбуржец Герман Мархасин играет как раз от слова «игра». В «Маленькой сюите на Рождество» Джорджа Крама мастеру, похоже, все очень нравится, и он скорее комментирует собственными мыслями работу студента:

– Вы хотите кулаком ударить по струне?

– Ну да. Как будто звук тамтама.

– Важно сохранить при этом магию, волшебство. 

Современная музыка – это мотивация

На третий «Исполнительский практикум» поступило 82 заявки. Из них было отобрано чуть больше половины. Таким образом, 40 человек из Москвы и Санкт-Петербурга, ямало-ненецкого Ноябрьска и Казани, Липецка и Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Саратова, Новосибирска и Омска приобщились к тому необозримому явлению, которое в ученых кругах называют современной академической музыкой. Той информации, которую ребята получили за восемь дней обучения, им с лихвой хватит на ближайший год. Кому-то – чтобы усовершенствовать уже имеющиеся альянсы с единомышленниками, специализирующимися на современной музыке; кому-то – чтобы уточнить собственное движение в профессии – неважно, исполнителя или педагога ДМШ.

В регламенте отбора заявок, включавшем биографию, записи исполнений и мотивационное письмо, едва ли не самым важным был именно последний пункт. Выдержки из мотивационных писем хорошо дают понять, чем важен молодым музыкантам исполнительский практикум.

«В этом месяце оканчивается мое обучение в консерватории, но мне очень хочется продолжить развиваться и учиться чему-то новому. В начале этого учебного года, когда стало известно, что на экзамене нужно исполнить пьесу советского композитора, я начала разбирать пьесу В. Лобанова “Модуляция и сольфеджио”. До этого я не играла современную музыку, она казалась мне странной, непонятной и сложной. Я думала, что это “не мое”. Но неожиданно для меня самой в процессе работы над произведением, когда уже стали получаться приемы и вырисовываться какая-то форма и концепция, я поняла, что мне это очень нравится. Здесь открывается какая-то свобода для творчества и настоящей “игры” (от “играть” – как в детстве). Мне хочется больше узнать о современной музыке, пообщаться с людьми, которые этим занимаются и имеют уже большой опыт, задать множество вопросов, овладеть всеми возможными приемами и просто побыть в творческой атмосфере. Хочу, чтобы это лето прошло с пользой и интересом» (флейтистка Виктория Буторина, преподаватель ДМШ города Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа).

«Посещая лекции и концерты гостей Нижегородской консерватории, я познакомилась с творчеством МАСМ на “Композиторских читках”. С тех пор я стала интересоваться современной музыкой и принимать активное участие в реализации проектов молодых авторов ННГК. Мечтаю перенять опыт исполнителей ансамбля, пообщаться с интересными людьми и еще больше погрузиться в чудесный мир современной музыки. С нетерпением жду вашего ответа» (Анастасия Згонник, студентка второго курса Нижегородской консерватории имени М. И. Глинки).

«Свой репертуар я постоянно стараюсь обогащать новой музыкой. Мне нравится погружаться в этот интересный процесс разбора и разучивания современных произведений, во время которого ты постоянно узнаешь что-то новое, изучаешь творчество автора, выстраиваешь свою концепцию произведения или, возможно, экспериментируешь со способами звукоизвлечения. Исполнение современных произведений сильно повлияло на меня, дав понимание того, с какой свободой и насколько творчески можно и нужно относиться к музыке. Мне бы очень хотелось стать частью такого уникального события, как этот практикум. И очень здорово, что он включает в себя не только мастер-классы, но и лекции, ансамблевые и импровизационные классы. Но главное для меня – это, конечно, возможность общения» (Анна Беляева, студентка третьего курса МССМШ имени Гнесиных по специальности «флейта»).

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории