Насколько хорошо вы знакомы с творчеством Жермен Тайфер? Талантливая пианистка и единственная дама композиторской группы Les Six. Изучала композицию в Парижской консерватории у Габриэля Форе и Шарля Видора. Вместе с Равелем они исполняли «Петрушку» Стравинского в четыре руки и совершали длительные пешие прогулки недалеко от Монфор-л’Амори. Очарованный балетом Тайфер «Продавец птиц» (1923), Сергей Дягилев заказал Жермен написать музыку к спектаклю «Новая Кифера» по дневнику Луи Антуана де Бугенвиля, французского мореплавателя, который открыл остров Таити. Меценатка княгиня де Полиньяк, познакомившись с балетом, тоже сделала заказ – Фортепианный концерт. Мировую премьеру исполнил Альфред Корто в 1925 году в Филадельфии. Жермен была дружна с Эриком Сати и Чарли Чаплином, Жаном Кокто и Пабло Пикассо. Вместе с композиторами, примкнувшими к антифашистскому фронту, участвовала в создании музыки к спектаклю «Свобода» (1937) по пьесе Ростана. В пяти маленьких комических операх «Краткая лирическая история французского искусства: от галантного стиля к стилю дурному» (1955) Тайфер обратилась к наследию Рамо, Россини, Шарпантье и Оффенбаха. А вот опера «Русалочка» (1957) стала первым ее экспериментом с додекафонией. В семьдесят восемь лет она стала преподавателем гармонии и контрапункта в Schola Cantorum, а на 81-м году жизни Министерство культуры Франции заказало ей Concerto de la fidélité. Этот опус стал последним в творческой карьере артистки.
В этом году исполнилось сто тридцать лет со дня рождения композитора. За свою яркую и насыщенную жизнь Жермен Тайфер создала более ста семидесяти опусов – оперы и балеты, музыка для театра и кино, камерная и вокальная музыка и, конечно, пьесы для фортепиано. Произведения Тайфер практически не звучат в России, так что альбом с фортепианной музыкой, изданный на лейбле Grand Piano, станет прекрасным поводом познакомиться с наследием автора.
В альбоме Germaine Tailleferre: Her Piano Works, Revived представлены оригинальные опусы для фортепиано, а также ее авторские переложения музыки Монтеверди, Скарлатти, Люлли, Перголези и их современников (например, неаполитанского автора Франческо Манчини). Все сочинения в альбоме исполняет пианист Николя Орват, уроженец Монако, известный своими записями Эрика Сати для лейбла Naxos. Подобно хамелеону, пианист в альбоме переключается от неоклассической музыки к более радикальной, от тональных к политональным пьесам, от ритмичного и салонного к нерегулярной ритмике и диссонансам.
Из всех 55 сочинений, собранных в альбоме, советую обязательно послушать два фортепианных цикла Тайфер – «Цветы Франции» (1930) и Сюиту в стиле Людовика XV (1935). В первом цикле музыкальными средствами автор передает ароматы цветов из разных регионов родной страны. Букет Тайфер составлен из провансальской лаванды и жасмина, подсолнуха из Лангедока, анжуйской розы, мака из области Гиень, руссийонской ромашки, василька из Пикардии и беарнской петреи. Второй цикл – авторское переложение одноименной оркестровой сюиты, в которой Тайфер смотрит на музыку Рамо и эпоху Людовика XV глазами человека двадцатого столетия. Контрастом этим неоклассическим партитурам станет элегантная Сицилиана с пряными политональными гармониями. Пьеса создавалась под впечатлением от первой поездки Тайфер в Нью-Йорк в 1925 году, впитала в себя обаяние джазовыми гармониями.
Деликатное туше и артистизм Николя Орвата позволяют оценить хитрую фортепианную фактуру, познакомиться со столь редкой фортепианной музыкой. Внучка Тайфер охарактеризовала игру Николя Орвата так, «будто бы сама Жермен исполняла эти произведения». Альбом Germaine Tailleferre: Her Piano Works, Revived открывает первый из запланированных трех томов полного собрания фортепианной музыки Тайфер.