Частый гость и друг России Филипп Херревеге хорошо известен как выдающийся интерпретатор старинной музыки с широчайшим стилевым диапазоном. Его трактовка духовных шедевров Баха признана во всем мире, но и состоявшееся пять лет назад в Московской филармонии исполнение «Вечерни» Монтеверди произвело грандиозное впечатление. Критики немедля окрестили эту интерпретацию «безупречной». Нечто похожее хочется сказать и о новом альбоме мастера.
Между тем обращение к Четвертой книге мадригалов того же Монтеверди (1603) – новый шаг в творчестве артиста. К такому репертуару он прежде не обращался: эротичная маньеристская лирика для пятиголосного вокального ансамбля. В этом сборнике Монтеверди отдает первую дань моде на поэзию Гварини, охватившей в то время Италию. Сцены из трагикомедии «Верный пастух» и просто стихотворные монологи влюбленных… Запретная и безнадежная страсть воспламеняет сердца воображаемых героев, но излияния их чувств отнюдь не безыскусны: прощаясь навсегда, оплакивая собственные страдания и холодность своих прекрасных идолов, смакуя робкие признания в ответном чувстве, они неистово стремятся к заветной цели. Ведь слово – главное и даже единственное оружие, принятое на поле виртуозных любовных сражений.
Монтеверди позаботился о том, чтобы подчеркнуть экспрессию слов острыми диссонансами, и был даже порицаем за излишние «вольности». Пройти мимо подобных деталей музыкального текста не может ни один из интерпретаторов. Херревеге в этом мире крайностей удалось нащупать «золотую середину»: его ансамбль далек и от академизма, заметного ныне у первопроходцев аутентичного исполнительства, и от погони за звуковыми эффектами, коими грешит, например, даже Ринальдо Алессандрини с Concerto Italiano (2000). Релиз Collegium Vocale Ghent – бережная реновация старинного опуса. Индивидуальность каждой вокальной линии сочетается с калейдоскопичным динамизмом; бережное отношение к нюансам – каждый аккорд расцветает, острота диссонансов раскрашивается все новыми нежными красками – с абсолютной естественностью речи. Свобода владения музыкальным временем позволяет использовать в некоторых мадригалах (Ah dolente partita, Si ch’io vorrei morire) предельно медленные темпы.
Еще одна удача этой записи – богатое звучание вокального ансамбля: в нижних регистрах – густое и бархатное, а в верхних – в меру яркое и чистое. Гениальная находка: Херревеге решил не оставлять своих певцов в одиночестве – их компаньоном на протяжении всего альбома будет лютня. Тембр этого винтажного инструмента – теплый, его тихие наигрыши обрамляют каждый из мадригалов. А еще это дополнительная краска. Добавляя время от времени к звучанию голосов несколько лютневых аккордов, Херревеге словно открывает в партитуре новое глубинное измерение.
Anima dolorosa – таково название альбома. В мадригале, начинающемся с этих слов, неизвестный поэт вопрошает: «Скорбящая душа, чья жизнь полна стольких мук и терзаний, сколько ты ненавидишь и говоришь, размышляешь, удивляешься и чувствуешь, – доколе ты будешь дышать? На что надеешься?» Лирические герои Монтеверди смертельно измучены любовными страданиями, горькая сладость которых привязывает их к жизни так, как не способно привязать ничто другое. Болезненное, вдохновляющее и бессмертное чувство… Слушайте Монтеверди в исполнении ансамбля Collegium Vocale Ghent и позвольте вашей душе задышать любовью!