Этот концерт, кроме смотра творческих достижений известного мэтра, стал также бенефисом Концертного хора «Перезвоны» и его руководителя Ларисы Яруцкой.
«Перезвоны» – один из элитных российских коллективов, о котором иначе как с эпитетами «уникальный», «великолепный» не говорят. Хор Санкт-Петербургской детской школы искусств имени М. И. Глинки ведет свою историю с 2008 года, и первый этап – это кропотливая работа Ларисы Яруцкой с малышами шести-восьми лет, воспитание в них профессионального отношения к делу, развитие слуха, вкуса, что начало затем приносить свои плоды. С 2014 года хор удостоен двенадцати премий Гран-при на всероссийских и международных конкурсах, а также «Перезвоны» – трехкратный обладатель золотых медалей на Всемирных хоровых играх в Сочи.
Что поражает при первом же знакомстве – серьезность подхода Ларисы Яруцкой и в то же время огромная любовь к детям, искреннее желание, чтобы они были лучшими, совершенными в том, что они делают. А ведь школьный хор – это постоянная ротация кадров. «Дети выпускаются, приходят новые. Уже около 40 выпускников хора учатся в музыкальных училищах, Институте культуры или в нашей консерватории, – говорит Лариса Яруцкая. – Но многие, окончив школу, несколько лет еще остаются и продолжают петь в хоре».
Оценить возможности коллектива предоставили сочинения одного из самых востребованных сегодня хоровых композиторов, декана Санкт-Петербургской консерватории Сергея Екимова. Программа была составлена так, чтобы хор предстал во всем разнообразии стилистических, виртуозных и ансамблевых возможностей: «Две молитвы» на стихи Г. Нарекаци и два фрагмента из «Пасхального триптиха» для хора a cappella, «Маленький белый умирающий лебедь» с органом и виолончелью, Концерт для альта и детского хора «Молитвы Преподобному Сергию Радонежскому». Уровень солистов, в числе которых – ректор Санкт-Петербургской консерватории Алексей Васильев, профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая, солистка оркестра «Новая Россия» Дарья Филиппенко, – также подтверждает высокую репутацию коллектива и его руководителя.
Дирижерский жест Ларисы Яруцкой точен и выразителен, она добивается от юных певцов живой эмоции, убедительных динамических контрастов, безукоризненной интонации в самой сложной фактуре. Это настоящий профессионал, тонко чувствующий музыку, – неудивительно, что многие современные композиторы доверяют ей свои сочинения, посвящают новинки, зная, что найдут в ее лице чуткого, вдохновенного интерпретатора.
Второе отделение открылось циклом, давшим название всему вечеру. «Музыка стихов» была написана Сергеем Екимовым на слова архиепископа Сыктывкарского и Коми-Зырянского Питирима (Волочкова). Получился такой катехизис с яркими музыкальными картинками к важнейшим праздникам и христианским символам: «Покров», «Христос Воскрес!», «Волшебное Рождество», «Божия овечка» и другие. Чистые детские голоса словно лучились божественной радостью, а нарядность звучанию хора придало инструментальное сопровождение оркестра русских народных инструментов «Скоморохи» под управлением Виктора Акуловича и пианистки Марии Абальян. Трогательным штрихом стало участие юных актеров – учащихся театрального отделения ДШИ имени М.И. Глинки Валерии Жидковой и Михаила Мельникова. Поздравляя композитора и вручая ему епархиальную медаль Сыктывкарской и Воркутинской епархии «Трех святителей Герасима, Питирима и Ионы», присутствовавший в зале архиепископ Питирим подчеркнул, что Екимову удалось услышать и тонко передать суть послания свыше. «Как важно обращаться к богу не тогда, когда в нашей жизни происходят катастрофы, а не забывать о нем в повседневности, в суете города. Услышать бога – это очень важно!»
Думается, что эти слова в полной мере можно адресовать и Ларисе Яруцкой, воспитавшей универсальный коллектив, где дети одухотворены и живут в творческом полете, открытые к самым дерзким профессиональным вызовам. Надо было видеть, с каким азартом они исполняли акапельные хоры «Музыкальный дождик» и «Брысь!» – смешные сценки, но написанные современным диссонантным языком, со сложной гармонической вертикалью, синкопированной ритмикой, «расщелканной» дирижером и ее подопечными с элегантной легкостью. И с какой искренностью и простотой прозвучали демократичные мелодии «Марфушиных песенок». Особую праздничную тональность придало участие актера, режиссера, лауреата Премии Москвы Петра Татарицкого, который виртуозно провел этот вечер, элегантно представляя участников и сочинения.
Казалось бы, после такого грандиозного концерта надо устраивать каникулы, но «Перезвоны» в ту же ночь отправились покорять Москву и стали победителями в «Битве хоров» в номинации «Детский академический хор». И в День России выступили в престижном гала на Красной площади вместе со звездами эстрады и оперы.
Яков Дубравин, народный артист России, композитор
Среди руководителей хоровых коллективов России, среди композиторов, пишущих для хора, в педагогическом сообществе музыкальных учебных заведений Лариса Николаевна Яруцкая – заметная, авторитетная, яркая и неординарная личность!
Наше общение начиналось в 1997-1998 годах: я – преподаватель, она – студентка, предмет общения – хоровая аранжировка. Начиная с 2000-х годов, мы коллеги по кафедре академического хора Санкт-Петербургского государственного института культуры. И, наконец, с 2010-х годов, когда уже «зазвучал» в городе и стране детский хор «Перезвоны», наше общение перерастает в творческую дружбу, а хор «Перезвоны» становится непременным участником моих авторских концертов. Лариса Николаевна в сжатые сроки создала и воспитала коллектив, которому подвластна музыка различных стилей и самой невероятной степени сложности. Одна из непостижимых для меня тайн, как удается Ларисе Николаевне привить детям интерес к сложной музыке, и как виртуозно и технически безупречно дети исполняют сочинения Ю. Фалика и С. Слонимского, Р. Щедрина и А. Шнитке, С. Екимова и Е. Подгайца, К. Пендерецкого, А. Пярта и других. Этот феномен еще предстоит осмыслить музыковедам и самым «продвинутым» хормейстерам. Может быть, у нынешнего юного поколения накоплен интонационный опыт предыдущих поколений?!
Как я это понимаю? Я капелланин с первого послевоенного года, и Хор мальчиков Хорового училища был первым исполнителем оратории Д. Шостаковича «Песнь о лесах» и кантаты С. Прокофьева «На страже мира». Интонационный язык этих сочинений казался нам новым и непривычным. Сегодняшним детям этот музыкальный язык ничуть не сложнее популярных песенок В. Шаинского.
Итак, «Перезвоны» исполняют сложнейшие хоровые партитуры, притом всегда интонационно безупречно, технически совершенно, а главное, с прекрасным пониманием стилистики исполняемой музыки.
Л. Н. Яруцкая, на мой взгляд, уникальный мастер – хормейстер, педагог и воспитатель! В хоре «Перезвоны» царит безупречная дисциплина, трудолюбие и самоотдача, влюбленность в совместное музицирование – музицирование, скрепленное общим душевным подъемом, общим волнением, общими эмоциями.
Несколько лет назад в приветствии Детско-юношескому Хоровому Чемпионату мира я написал: «Хор – наш надежный помощник вырастить хорошего человека!» А когда эта фраза легла на бумагу, я увидел, что хор и хороший человек – это однокоренные слова.
Хороший человек! Что может быть важнее, чем вырастить, воспитать хорошего человека? Хоровое пение – это духовный иммунитет от многих дурных привычек! Хоровое пение оказывает огромное положительное влияние на нравственное здоровье молодого поколения!
Казалось бы, известные заштампованные фразы. Но, нет! В них главный смысл того, чему отдает все силы и талант Лариса Николаевна Яруцкая!
Некоторое время назад на конференции Учебно-методического центра Лариса Николаевна делала доклад, который назвала «Хор – моя жизнь»! Что тут комментировать?!