«Каждый ребёнок талантлив». Мы уже привыкли к этой фразе и относимся к ней просто как к красивой фигуре речи и не более. Однако, не секрет, что проблема детского музыкального образования существует и стоит остро, хотя и не все воспринимают её именно так: «Подумаешь, музыка! Это для избранных, это не касается большинства». Кое-кто даже высказывается за полную отмену уроков музыки в общеобразовательных школах! Одновременно идут разговоры о кризисе культуры в целом, о «потерянном поколении» и т.д. Возникает извечный русский вопрос «что делать?»
Мы уже рассказывали на страницах «Музыкальной жизни» об уникальном образовательном проекте «Музыка для всех», стартовавшем в Республике Саха (Якутия) 1 октября 2013 года, и до сих пор не имеющем аналогов в нашей стране. Как следует из самого названия, проект направлен на то, чтобы во всех – ещё раз: во всех! – средних школах были введены обязательные уроки музыки.
В «Концепции» проекта говорится: «Системный кризис, переживаемый в настоящее время многими странами, специалисты связывают с кризисом ценностей, с чрезмерной зависимостью современного человека от функционирования “общества потребления”, иными словами, с утратой базовых национальных и культурных ориентиров. <…> Зачастую преуменьшается, а порой и вообще игнорируется важнейшая роль искусства в развитии личности, в становлении её творческого потенциала и духовно-нравственных ценностей».
Но не в Якутии! Здесь внедрены учебные планы с трехчасовыми занятиями по предмету «Музыка» в неделю для 1-4-х классов и обязательными двухчасовыми – для 5-8-х. Вот она, реальная, а не на словах, государственная поддержка культуры и образования! Именно такой системный подход дает плодотворные результаты: замечено, что, благодаря музыке, ребята стали лучше учится по всем остальным предметам!
Как считает руководитель проекта «Музыка для всех» Ольга Харайбатова, «мы не готовим композиторов и музыкантов. Мы готовим успешных в будущем людей. Музыка как образовательная технология очень важна для процесса обучения. Творчество помогает думать, пробудить внутренний потенциал, быть конкурентоспособными. Другими словами, успешными!»
Доктор искусствоведения, доктор психологических наук, профессор и проректор РАМ имени Гнесиных Дина Кирнарская отмечает: «Цель проекта – повысить интеллектуальный и культурный уровень людей. Это можно распространить на целую нацию! Если внедрять музыку в массовом порядке, опираться на её способность воздействовать на психику, на интеллектуальные, эмоциональные, творческие ресурсы каждого человека, и реализовать все это в сензитивном, как говорят психологи, возрасте, примерно до 15 лет, то результат скажется. Следующее поколение будет гораздо более способным. Скажем прагматичнее – умнее будут люди! Будут легче усваивать любой материал, чем бы они ни занимались. Девиз проекта: учиться музыке не для того, чтобы быть музыкантом, а чтобы стать лучшим в любой профессии! И мы видим доказательства истинности этого утверждения».
Таким наглядным доказательством является «дитя» проекта «Музыка для всех» – «Розовая чайка». Редкая птица, нуждающаяся в бережной защите, как и талант ребенка, стала символом Международного открытого конкурса молодых исполнителей. В этом году он проводился уже во второй раз.
Конкурс включает номинации «Фортепиано», «Виолончель», «Скрипка», «Оркестры и ансамбли духовых инструментов», «Академическое пение», «Хоровое пение». Но его неповторимое уникальное «лицо» – особая номинация, которая так и называется «Музыка для всех». И соревнуются в ней непрофессиональные солисты и коллективы. Ведь каждый ребёнок должен быть приобщен к музыке!
В нынешнем году состав участников впечатляет: 1304 конкурсантов из самых разных регионов нашей страны, а также из Китая и Монголии (для сравнения, в первом конкурсе, в 2019 году, было 418 участников).
К сожалению, мы не сможем назвать всех, кого хотелось бы…
Айсен Захаров стал лауреатом 1-й премии в номинации «Виолончель». Он принимал участие и в конкурсе 2019 года; тогда завоевал 1-ю премию в младшей возрастной группе. По мнению компетентного жюри, «Айсен обладает певучим звуком, передаёт в музыке тончайшие динамические градации, может блеснуть виртуозной техникой». В будущем мечтает стать музыкантом-профессионалом.
А вот скрипачка Айсулуу Туркебаева – уже состоявшийся профессионал, несмотря на то, что ещё учится в 7-м классе ВШМ имени В.А. Босикова. Она играет в составе знаменитого коллектива – Государственного ансамбля скрипачей «Виртуозы Якутии», пожалуй, самого «титулованного» музыкального коллектива Республики.
В номинации «Хоровое пение» лауреатом 1-й премии стал вокально-хоровой ансамбль «Кунчээнэ» («Солнышко»; руководитель заслуженный учитель музыки Полина Фёдорова) 8-го класса Юрюнг-Хаинской СОШ Анабарского национального улуса. Ансамбль был организован в 2014 году, дети пели в нём, начиная с 1-го класса. Кстати, кроме вокала почти все они играют на блок-флейте. По отзывам учителей, «дети стали меньше болеть простудными заболеваниями, и большинство из них учится на “4” и “5”».
Самому младшему «золотому» лауреату – флейтистке Екатерине Кондратенко – всего 7 лет. Катя проявила интерес к музыке ещё в детском саду; в рамках проекта «Музыка для всех» начала заниматься на блок-флейте. Ныне она учится в 1 классе отделения «Духовые и ударные инструменты» МБУ ДО «Детская школа искусств № 1» Якутска. Несмотря на возраст, у неё за плечами уже серьезный опыт участия в различных конкурсах. Она лауреат 1-й премии на школьном конкурсе «Волшебные звуки»; дипломант Республиканского конкурса «Вперед к успеху»; лауреат 2-й премии III Международного онлайн-конкурса «Поколение FLUTE», который завершился 20 июня 2022 года, всего за неделю до открытия «Розовой чайки». И вот – победа! Впечатляет, не правда ли?
Как считает Дина Кирнарская, председатель жюри номинации «Музыка для всех»: «Конкурс стимулирует детей, воздействуя на очень хорошую точку – самолюбие. Детям нравится выходить на сцену, нравится, когда им аплодируют, в конце концов, нравится и материальное поощрение. Дети учатся участвовать в общественном деле, гордясь собой. А они гордятся тем, что чего-то достигли, что-то могут, им есть, что предложить обществу. Они видят, как аудитория реагирует на их квалификацию. Детский возраст – время, когда складывается самооценка. Это крайне ценный ресурс, потому что низкая самооценка ведёт, как известно, к самым ужасным вещам в любом обществе. А конкурс способствует тому, что дети с помощью музыки сознают себя как творцов, как тех, кто может нравиться, кто востребован. Ведь вполне возможно, что в обычной школе они себя таковыми не чувствуют: не все учатся хорошо, не всем легко даются школьные дисциплины. Повторю: вера в себя – это самое ценное. В конечном счёте, укрепляется психологическое здоровье общества».
После этих слов остаётся только сделать вывод, что, благодаря якутскому опыту, на извечный русский вопрос «что делать?» сегодня уже можно дать вполне конкретный ясный ответ.