Мифы о вступительных экзаменах События

Мифы о вступительных экзаменах

«В одном вузе по специальности мне поставили 67 баллов, а в другом 42. Где объективность?» – справедливо спрашивает настрадавшийся абитуриент. И подобных вопросов к «феномену» вступительных испытаний немало. Логично ли подавать документы сразу в несколько вузов? Имеет смысл до поступления ездить к педагогам на консультации? Насколько процветает коррупция? Удовлетворяют ли апелляции? Разобраться с острыми вопросами сложно: дела обстоят везде по-разному, даже внутри одного отдельно взятого вуза. Музыкальный критик Сергей Буланов провел опрос среди абитуриентов, которые совсем недавно проходили испытания в российских творческих вузах. Интересно, что к обсуждению сразу же подключились и педагоги. Отзывы у всех разные, но почвы для размышлений и полезных выводов предостаточно.

ЛОГИСТИКА

♦ Самый основной минус почти всех вступительных в музыкально-театральных вузах заключается в том, что  экзамены проходят в одно время: испытания назначаются так, чтобы успеть в другое место было невозможно. Никто корректировку времени специально под тебя не делает.

♦ Я подавал документы на вокальный факультет сразу в два вуза, теперь считаю это легкомысленным поступком. В одном вузе была безупречная организация, а в другом расписание экзаменов приходилось узнавать через сарафанное радио. Кроме того, расписание уже в назначенный день хаотично менялось: я распевался в одиннадцать утра, а вышел на сцену около пяти вечера.

ВОЛНЕНИЕ

♦ На вступительных чаще всего сталкиваешься с тем, что люди в комиссии сидят уже очень долго, для них самих все это проходит очень тяжело. Но требования будут максимальными, особенно в театральных вузах проверяют на прочность: насколько ты мобилен, сильно ли обижаешься, можешь расплакаться от эмоций или нет. Педагоги иногда неосторожны в высказываниях: могут оскорбить, сказать что-то неприятное. Нужно быть готовым ко всему.

♦ В конце нервных и напряженных экзаменов ты уже с седой прядью, но поступить можно. Нужно быть готовым к тому, что в столичных вузах сразу чувствуется разница между московскими ребятами и поступающими из регионов. Бывает так, что где-то учат по методикам, не во всем совпадающим с требованиями конкретного вуза. Будет большим плюсом, если вы до поступления приедете на консультации или примете участие в специализированных конкурсах для потенциальных абитуриентов. В плане конкуренции музыковедам «везет» – нас, к сожалению, мало.

БЮДЖЕТНЫЕ МЕСТА

♦ Незадолго до начала приемной компании в моем городе закрыли консерваторию, поэтому мне пришлось экстренно ехать поступать на вокал в близлежащие города. В одном из них меня сразу спросили: «Почему ты к нам не ездила? Мы тебя не знаем. К кому ты пойдешь? Что ты хочешь от нас получить?» Позже я поступала в другой вуз, там все было спокойно и гармонично. Отмечу, что я сопрано: приоритет на поступлении, как правило, отдается более редким низким голосам, нужно это учитывать.

♦ На экзамене я танцевала, показывала этюды, собиралась читать прозу, но меня попросили остановиться и сесть. На собеседовании вместо вопросов, определяющих мою эрудицию, меня расспрашивали о семье, достатке и прочих жизненных аспектах. Потом мне поведали грустную историю о трех бюджетных местах и бедных абитуриентах из неблагополучных семей. Мне, по мнению комиссии, повезло, ведь моя мама не пьет, поэтому я вполне могу потянуть платное обучение.

♦ Считается, что поступление на целевое обучение обеспечит абитуриента после выпуска работой где-нибудь в регионе, но так бывает не всегда. Знаю множество ситуаций, когда абитуриент заключает договор о целевом месте с какой-нибудь деревенской музыкальной школой, получает приоритетное поступление, но не собирается туда возвращаться. Школа просто помогает своему выпускнику поступить, а после его выпуска из вуза обе стороны делают вид, что их ничего не связывает. Хотя целевики и идут отдельной строкой вне общего конкурса, из-за слабого уровня некоторых (не всех) общий уровень студентов сильно падает. Как ни странно, министерство давит на вузы, чтобы набор был преимущественно по целевым местам с фиктивной целью обеспечения выпускников рабочими местами.

КОРРУПЦИЯ

♦ Экзамены на некоторые специальности проходят абсолютно честно и спокойно. У людей «с улицы» есть шанс поступить. Но почему-то именно у вокалистов сразу в нескольких вузах зачастую требуют деньги – от 700 тысяч рублей. Заработные платы в консерваториях очень маленькие.

♦ Когда я учился в училище, меня постоянно пугали коррупцией, рассказывали какие-то лютые истории про цены на бумажках и обнуление баллов у неугодных абитуриентов, но все это неправда.

КОЛЛОКВИУМ

♦ Когда я поступала на продюсирование, перед коллоквиумом нам говорили, что будут спрашивать о нас самих и о нашей профессии. Но в итоге комиссия захотела узнать общекультурный уровень. Мне показали картину Малевича и попросили порассуждать о ней, затем я должна была рассказать о событиях в истории русской музыки начала XX века. Вопросы в официальных требованиях к коллоквиуму этого не предусматривали: все они соответствовали аспектам истории менеджмента.

♦ Официальные требования к коллоквиуму по направлению «журналистика» подразумевали конкретику об этой специальности, в реальности же вопросы задавали исключительно обо мне: например, какую я слушаю музыку и чего я хочу добиться в жизни.

«СВОЙ ЧЕЛОВЕК»

♦ Мой педагог по специальности работает и в училище, и в вузе. Я проучилась у нее четыре года и собиралась поступать дальше именно к ней. Педагог тоже была в этом заинтересована, но еще два года назад предупреждала, что могут возникать сложности из-за заведующего кафедрой, который приоритет отдает своим. Действительно, как-то завкафедрой пришел на мое занятие по специальности для разговора и заявил, что если я буду поступать в этом году, то у меня будут проблемы, поскольку педагога с моим инструментом только два, и второй хочет взять себе двух своих студентов. На экзамене ничто не помешало комиссии поставить моей конкурентке 97 баллов, хотя она не ответила на три вопроса, а мне – 70 баллов при мелких неточностях.

♦ Когда в комиссии на вступительных в магистратуру сидят два человека, может возникнуть проблема, если у кого-либо из них есть «свой человек». Даже когда в конкурсе участвуют более сильные конкуренты, их «сливают» из-за собственной выгоды. Как правило, «слив» производят на коллоквиуме, когда абитуриенты уже сдали все экзамены. Почему это всегда сходит с рук? Тем, кого брать не хотят, ставят условно-реальный или немного заниженный балл, но на уровне самого низкого проходного балла (редко непроходной). Придраться сложно: зачастую присутствует неуверенность в себе, оценить уровень конкурентов сложно. «Своим» балл ставится, как правило, выше реального – в этом главная проблема.

ИНСАЙД ОТ ПЕДАГОГОВ

♦ Если родители и абитуриенты не удовлетворены результатами экзамена и начинают требовать апелляцию, это сразу же докладывается всей комиссии (вуз не хочет принимать скандальных людей), поэтому на следующем экзамене абитуриента могут умышленно «завалить»; 95 % апелляций не удовлетворяются.

♦ Внутри «приемки» иногда сами решают, что человек нужен на одной специальности, а на другой не нужен. Был такой случай, что девочка подала на две специальности, на обе прошла, но на одной из них был большой конкурс, а на другой недобор. В итоге ей занизили баллы на специальности с большим конкурсом, чтобы она не прошла.

♦ Самые честные специальности – те, на которые конкурс есть, но он небольшой, а специальность не сильно популярная. Приемной комиссии на специальностях со слабым конкурсом важно закрыть бюджетные места, кем эти места закрывать – не имеет значения. Если места не закрыть, придет серьезный нагоняй из министерства, на следующий год вузу сократят количество мест.

♦ Проблема в том, что в творческих испытаниях есть не только объективные параметры оценки (диктант или задача по гармонии). Педагоги с разной степенью строгости могут оценивать другие экзамены (например, специальность у инструменталистов или собеседование), где нет четких и однозначных критериев, поэтому баллы могут достаточно свободно варьироваться. Кроме того, некоторые члены комиссии ставят за письменный и устный этапы среднеарифметический балл, а другие выставляют общую «интуитивную» оценку – неизвестно, что справедливее.

P.S. Делаем вывод, что не последнюю роль в судьбе абитуриента играет банальная удача. Ответы на принципиальные вопросы, такие как коррупция или распределение бюджетных мест среди «своих», мы получили самые разные. Получается, истина посередине. Однозначно одно: шанс на поступление есть у всех. Учитывайте чужой опыт, рассчитывайте только на себя, и все получится!