В программе фестиваля множество концертов. Безусловный интерес вызвала мировая премьера симфонического цикла мальтийского композитора Алексея Шора «Образы Великой Осады». 13-частное произведение прозвучало в исполнении сразу двух оркестров – Мальтийского филармонического и Государственного симфонического оркестра Армении (худрук последнего – Сергей Смбатян встал за дирижерский пульт обоих коллективов).
Тринадцать картин-эпизодов не являются дословной иллюстрацией исторического события (легендарная битва 1565 года положила конец экспансии Османской империи в Западное Средиземноморье) – это скорее размышления композитора о его значении. Эпизоды светлой лирики и даже меланхолии перемежаются в цикле с контрастирующими им драматическими страницами большого напряжения, в которых слышатся отзвуки баталий давно минувших дней. Двойная мощь объединенного оркестра давала возможность насытить пространство зала впечатляющей экспрессией. Исполнение сопровождалось прекрасным видеорядом – фрагментами полотен художников XVI–XVII веков.
В одном из концертов главенствовала тема странствий. В первой его части оркестром-резидентом фестиваля (ГСО Армении) было исполнено одно из самых популярных в мире симфонических программных произведений – «Шехеразада» Римского-Корсакова. Скрипичное соло, превосходное по технике, с большим воодушевлением сыграл мальтийский виртуоз Кармине Лаури.
Тема странствий Синдбада, звучащая в «Шехеразаде», нашла своеобразное преломление в фортепианном концерте Алексея Шора «Путевой дневник». Следуя богатой традиции «музыкальных странствий» различных композиторов прошлого, в том числе и великих, Шор дает семь фрагментов, первый из которых – своего рода «молитва странника», а остальные – впечатления от визитов в Барселону, Рим, Париж, Равенну, Венецию, английскую провинцию. Сольную партию в концерте искрометно исполнил пианист-виртуоз Денис Кожухин, поразивший публику и техническим блеском, и полным погружением в образный мир Шора.
Максим Венгеров представил на суд мальтийской публики Скрипичный концерт Чайковского. Помимо грандиозных технических сложностей хрестоматийное сочинение налагает на исполнителя дополнительный груз ответственности – уж столько самых блистательных интерпретаций знавала эта музыка. Но Венгерову все же удивить удалось. Главная ценность его исполнения – это невероятная музыкальность, внутренняя глубина прочтения и, конечно же, само качество звука – мягкого, гибкого, певучего, очень яркого и одновременно очень деликатного, какого-то особенно благородного. Кажется, если бы Венгеров просто водил смычком по открытым струнам, уже от одного этого можно было бы пережить моменты меломанского счастья – настолько утонченный и одновременно чувственный звук способна рождать его скрипка. Невероятный технический блеск – также сильная сторона исполнения, хотя после череды кризисов, через которые прошел Венгеров в недалеком прошлом, этот блеск, быть может, уже не столь безоговорочен. Но это если сравнивать с ним же, с Венгеровым, 15–20-летней давности, когда его виртуозность была недосягаемой. Кроме того, сегодня артист берет не только и не столько этим – гораздо ценнее эмоциональная глубина интерпретации, когда в звуке скрипки воплощены не просто изощренно сыгранные сложнейшие пассажи, но что-то гораздо большее – работа ума и сердца. Три части концерта пролетели как одно мгновение, как сладкий сон, в котором блеск технического совершенства не затмевал чувство, а, напротив, был средством для передачи глубоких мыслей и переживаний.
На фестивале два явных инструмента-фаворита – фортепиано и скрипка. За две недели выступили такие выдающиеся музыканты, как Григорий Соколов, Николай Луганский, Денис Кожухин, Дмитрий Ситковецкий, Айман Мусахаджаева, Рэй Чен, Сальваторе Аккардо и др.
Два концерта подарили встречу с молодыми звездами европейской музыки, представляющими другие инструменты. В первый из вечеров мальтийская публика и гости острова смогли насладиться звучанием благородной виолончели Нарека Ахназаряна. Программа, названная организаторами «Волшебная виолончель», соответствовала действительности дважды – и само звучание этого инструмента особое, завораживающее, и музыкант, игравший на нем, подарил воистину волшебные минуты.
«Петь надо так, как поет виолончель!» – восклицал когда-то Федор Иванович Шаляпин. Виолончель Ахназаряна именно поет. Тем более, что и инструмент у него непростой – работы Джузеппе Гварнери 1707 года! Нарек Ахназарян – имя, которое впервые прогремело в 2011 году, когда молодой музыкант взял первую премию на XIV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. С тех пор его творчество развивается по нарастающей.
На концерте в Валлетте был исполнен знаменитый виолончельный концерт Эдварда Элгара. В интерпретации Ахназаряна преобладала лирика, мечтательность, мягкость, неизбывная меланхолия. Нежный, неброский звук, минимум внешних, неоправданных эффектов, глубокая сосредоточенность на исполняемой музыке, когда каждый нюанс, каждое движение осмысленны и абсолютно оправданны.
Подобные же настроения царили и в трех опусах для виолончели Алексея Шора. И даже их названия соответствующие – «Плач», «Меланхолия», «Одинокий парус»: в них – тихая грусть, плавная неспешность, мечтательность.
Еще одна встреча – с кларнетистом, австрийцем Андреасом Оттензамером. Он начинал свое обучение на фортепиано и виолончели, а к кларнету обратился пятнадцать лет назад. С того момента музыкант добился выдающихся успехов и сегодня является первым кларнетистом Берлинского филармонического оркестра. С 2005 года Андреас также выступает в составе трио кларнетистов «Клариноттс», в котором, помимо него, играют его отец Эрнст и брат Даниэль, являющиеся кларнетистами Венского филармонического оркестра.
На Мальте публика услышала в его интерпретации опус Алексея Шора «Вердиана». Название говорит само за себя – музыка соткана из мелодий великого Джузеппе Верди, таких его гениальных опер, как «Бал-маскарад», «Трубадур», «Дон Карлос», «Риголетто» и др. Виртуозные пассажи произведения Оттензамер рассыпал легко и непринужденно, словно бусинки дорогого хрустального ожерелья – его точный, острый звук ювелирно плел кружева мелодий необыкновенной красоты, щедро декорированных сложнейшими украшениями, с которыми солист справлялся блистательно.
Мальтийскую музыку публика имела удовольствие слушать как в финале концерта (сочинение Алексея Шора), так и в его начале – была исполнена «Мальтийская сюита» классика островной музыки Чарльза Камильери. Тем самым была перекинута арка из прошлого в настоящее мальтийской композиторской традиции. Оркестровое сочинение в четырех частях отличает легкий, жизнерадостный характер, оно напоено тонким музыкальным юмором и стихией танца. Его средиземноморский модус проявляется в жизнерадостности и темпераментности, что с успехом сумел воплотить Государственный симфонический оркестр Армении под управлением маэстро Сергея Смбатяна. Игривый настрой первой части «Деревенский танец» сменялся певучим вальсом второй (которая так и называется – «Waltz»). Вступление к нему весьма оригинально сделано композитором – солирующий гобой играет меланхолическую ориентальную мелодию, причудливую и томную, в след чему звучит порхающий венский танец. Настроения печали и грусти господствуют в третьей части «Ноктюрн», а в финальной четвертой вновь возвращается бодрая стихия танца – звучит огненный пасодобль с красивыми перекличками разных оркестровых инструментов.
Изысканная афиша заключительного концерта фестиваля еще раз подчеркнула основательность филармонических намерений его организаторов, стремящихся придать культурной жизни островной республики европейские лоск и значительность.