Один из лучших фотографов советской школы, типичный лирик-шестидесятник, снимал композиторов и музыкантов без пиетета, а с нежностью.
Несколько десятков снимков камерной выставки «Союз композиторов в фотографиях Виктора Ахломова» – мизерная часть огромного архива мастера. Ахломов был фоторепортером «Известий» больше пятидесяти лет – целую эпоху. Менялась страна, менялась газета – ее курс и главные редакторы, фотографические моды следовали одна за другой, а Ахломов – нет, не менялся. Он начал снимать в начале шестидесятых, в лучшее, возможно, для советской страны время – легкое. Относительно, конечно, прежнего, мрачного. А у Ахломова был легкий характер, очень этому времени подходивший. Веселый и общительный, без усилий располагавший к себе людей, Виктор (он очень просил не называть его по отчеству) никогда не задавался и не строил из себя мэтра, хотя четырежды был отмечен главной международной фоторепортерской наградой – становился лауреатом World Press Photo.
Как правило, газетные фотографы не очень любят снимать для отдела культуры – не всякий готов высиживать спектакли и симфонические концерты, дожидаясь момента выхода на поклоны, когда уже можно начать «щелкать». А Ахломов любил, и очень гордился, что снимал едва ли не всех своих знаменитых современников – поэтов, писателей, актеров, музыкантов. Хотя самые главные, часто воспроизводимые его снимки – не звездные портреты, а про жизнь: женщины по весне подстригают ветки деревьев, сидя на них, словно птицы; выпускники школ шагают по Красной площади, с надеждой глядя вдаль; ряженые Деды Морозы читают газеты на лавочке. Смешное, неожиданное, лирическое, сентиментальное – это он любил, и это он замечал. Редкая серьезная, драматическая фотография, вошедшая в избранное Ахломова, – портрет Дмитрия Шостаковича, и она центральная на выставке, расположившейся в фойе второго этажа музея.
В пояснительном тексте, который можно прочитать здесь, приводится рассказ фотографа, как этот ставший знаменитым трагический портрет был сделан. Никакой постановки и позирования. 18 декабря 1962 года в Большом зале консерватории шла репетиция Тринадцатой симфонии Шостаковича. Ее прервал человек в сером костюме, посланец Отдела культуры ЦК КПСС, и сообщил, что «наверху» произведением недовольны. «Шостакович хватается рукой за голову, и у него на лице на секунду застывает какое-то непонятное трагическое выражение. Я успеваю поднять камеру и сделать один снимок». Репортаж с этой репетиции замечателен, однако, не только этим запечатленным ужасом на лице гениального композитора, а фиксацией самого процесса, где Шостакович с обязательной сигареткой во рту сосредоточенно склоняется над партитурой то с Кириллом Кондрашиным, то с кем-то из музыкантов – просто работает.
Вторая часть выставки – портреты композиторов и музыкантов. Все они от Тихона Хренникова до Леонида Десятникова сняты в фирменном ахломовском неформальном стиле. Подловлен на концерте «Декабрьских вечеров» рядом с венецианской маской всегда серьезный Владимир Мартынов, хохочут на заседании жюри Седьмого конкурса Чайковского Леонид Коган и Владимир Аврамов, устало трет глаза обнявший виолончель Мстислав Ростропович, живо обсуждают что-то Гия Канчели и Арво Пярт, кокетливо держит букет улыбающаяся София Губайдулина.
Все эти снимки не назовешь совершенными – композиции случайны и не выстроены, лица героев освещены неравномерно, так что у них видны и морщины, и веснушки, и мешки под глазами. Некоторых не мешало бы припудрить. Никто на этих портретах не выглядит ни моложе, ни красавцем. И даже не скажешь, что в фотографиях передан характер портретируемого. Разве что Святослав Рихтер в профиль запечатлен так, что сразу ясно – перед нами большой артист, вдохновенный и глубокий, витающий в далеком от обыденности мире. Но все снятые Ахломовым люди нам симпатичны, они очень нравились фотографу, и он свою симпатию без потерь передал зрителям.
Таких фотографий сегодня не увидишь ни на филармонических афишах, ни на страницах нарядных буклетов к концертам. Компьютерная ретушь – не чета грубой ручной – наводит глянец идеально. Но и мертвит своих героев, а у Ахломова они все естественные, живые и радостные. Поэтому выставка оставляет не просто хорошее, а какое-то доброе впечатление. К тому же она не без фантазии сделана – часть фотографий лежит на пюпитрах и хорошо прокомментирована. А то, что относительно небольшая – так это и хорошо: камерность очень идет чуждым пафоса фотографиям Виктора Ахломова.
Выставка работает до 1 июля – стоит поторопиться, чтобы увидеть эти раритеты!