Ушел из жизни Михаил Сергеевич Горбачёв. Он был многогранной личностью – не только яркий политик, но и, несомненно, романтик, человек неравнодушный, интересующийся самыми разными вещами. В доказательство приведем один эпизод из его жизни. В 2003 году он участвовал в международном проекте «Петя и волк» – вместе с Биллом Клинтоном и Софи Лорен. По-английски были прочитаны знаменитая музыкальная сказка Прокофьева (Лорен), а также ее сиквел, написанный французским композитором Жан-Паскалем Бейнтусом (Клинтон), и пролог-эпилог (Горбачёв). Музыку исполнил Российский национальный оркестр под руководством Кента Нагано. В 2004-м вся команда была удостоена премии «Грэмми» в номинации «Лучший альбом разговорного жанра для детей». Ольга Русанова (ОР) тогда решила во что бы то ни стало лично поздравить Михаила Сергеевича (МГ) с наградой, и ей это удалось. Поздравление переросло в интервью, которое длилось немало – 6 минут 48 секунд, и в этом разговоре выяснилось много чего интересного…
ОР Здравствуйте, Михаил Сергеевич!
МГ Здравствуйте, Оля!
ОР Прежде всего хочу поздравить вас с наградой! Я прослушала пластинку, она мне очень понравилась.
МГ Правда здорово получилось?
ОР Да. Дело в том, что я консерваторский музыкант, «Петю и волка» с детства очень люблю, но теперь эта вещь зазвучала совершенно по-новому, очень свежо.
МГ Я думаю, Оля, что именно это привлекло жюри. Потому что когда в роли артистов два президента и известная на весь мир Софи Лорен, такой проект, видимо, решили не оставлять без внимания. А заодно и дать сигнал другим политикам, чтобы они не только политическими «драками» занимались, но и думали о том, что есть дети, есть святое, чистое дело.
ОР Мне кажется, в ваших словах, связанных с экологией, музыкой, есть много личного. Например, эпилог вы заканчиваете словами, что эта встреча вам очень понравилась. А чем она вам понравилась?
МГ Да, вы правы. Например, у меня там звучит тема сбережения Земли, природы, уважительного отношения к братьям нашим меньшим: я имею в виду животный и растительный миры. Последние 12 лет моей деятельности, связанные с Международным Зеленым Крестом (экологическая организация, основанная Михаилом Горбачёвым в 1993 году), раскрыли передо мной всю картину бедствий, в которой находится мир. И поэтому там многие идеи мне близки. Например, слова о том, что Петя и волк должны понять, что нужны друг другу. Это важно для того, чтобы мальчик стал полноценным человеком, особенно с точки зрения восприятия и понимания планеты, того, что мы называем средой обитания, окружающей средой. Когда мы писали «Хартию земли» (принята ЮНЕСКО в качестве этического кодекса устойчивого развития и рекомендована для образовательных программ 16 октября 2003 года), я хотел начать ее, как писались или формулировались известные вам заповеди. Я предлагал так: «Мы – люди космоса, дети солнца, наш дом – Земля». Но в этом не сошлись по религиозным соображениям, остальное же всех привело в восхищение. Так вот теперь я хотел передать эти чувства через сказку. Это во-первых.
ОР А во-вторых?
МГ Ну, я же вырос-то на природе, я на земле родился, и природа оставила во мне глубокий след. Когда меня спрашивают, почему я столько времени и сил отдаю деятельности Международной организации Зеленого Креста, я отвечаю: именно потому, что я человек из деревни, природа для меня – это что-то святое, я перед ней благоговею.
ОР Есть, похоже, и еще одна причина вашего обращения к этому материалу…
МГ Да, то, что это детский проект. Для меня общение с детьми, молодежью – всегда радость, да это просто слабость моя.
ОР Во вступлении вы говорите о том, что «язык музыки понятен всем, в этом ее таинственная сила». Интересно, а сами вы какую музыку любите?
МГ Я люблю музыку и популярную, массовую, и все больше – серьезную, классическую. Причем это пришло с годами. Помню, первый раз пошел в оперу, когда приехал из деревни учиться в Москву, – это была «Галька» Монюшко. Честно признаюсь: с трудом досидел до конца. Но потом, через балет «Дон Кихот», я пришел к пониманию классической музыки, которая передает так много. Затем в мою жизнь вошел Чайковский со всей его русскостью и колоссальной глубиной. К другим я пришел позже, в том числе к Рахманинову и Прокофьеву. Конечно, к тому времени я слушал и Бетховена, и известных итальянских композиторов – их оперы, симфонии, концерты – ну, это само собой. А недавно я открыл для себя такого композитора, как Малер. Я послушал его симфонию – кажется, Пятую – и она меня потрясла. Когда я был президентом, все мои чувства, все, что меня переполняло, нашло отражение в этой симфонии. Дирижировал тогда, кстати, Аббадо, с которым мы давно подружились.
Ну и еще одно открытие – Вагнер, который считался у нас чем-то таким, что мы должны встречать с осуждением, по крайней мере, так было раньше. Но теперь я послушал его музыку и обнаружил, что есть потрясающие вещи – сильнее, может быть, никто и не написал. А еще сколько всего: Берлиоз, Шопен, Шуман! Ну и, конечно же, Моцарт! У меня дома есть полное собрание его сочинений.