В выходные дни билеты на поезда по маршруту Москва – Тула – дефицит. Кажется, что сотни москвичей двинулись в музейную столицу России, как теперь негласно именуется этот город. Действительно, Тула преображается на глазах: атмосферный променад на набережной, впечатляющая пешеходная улица Металлистов с филиалами известных столичных музеев, сам Кремль с соборами, колокольней и выставочными локациями… Но министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина ставит новую амбициозную задачу: совершить прорыв и в филармонической сфере. В местный симфонический оркестр объявлен конкурс, чтобы закрыть вакантные места. И, глядя на сцену, теперь уже не испытываешь ощущения дежавю, что половина музыкантов – это твои знакомые из столичных оркестров.
С 2018 года в Туле под конец лета проводится интересный проект: на Кремлевской площади ставится эстрада и звучит оперная музыка. В этом году публике предложили трехдневное погружение в классику: посещение открытой репетиции, а фактически – полноценного генерального прогона опер «Иоланта» Чайковского и «Алеко» Рахманинова, на следующий день – их исполнение с перформансом в антракте, получившим название «Императорский дивертисмент». Прямо за стенами Кремля – спуск на набережную, где амфитеатром расположены деревянные ступени-скамьи. Уже в ночном сумраке с красивой подсветкой водной глади было показано костюмированное представление «Династия. Сквозь время» – про русских императоров династии Романовых, про их связи с историей Тулы, военной промышленности. Эффектные костюмы, соединяющие стиль кринолинов и современную моду, симпатичный сопроводительный текст, лодки, на которых приплывали артисты, – такое историческое шоу могло бы стать туристической фишкой, знакомящей с традициями великого прошлого Тулы и России.
Но, конечно, главное происходило в эти вечера на импровизированной оперной сцене. Тульский филармонический оркестр под управлением своего лидера Владислава Лаврика творил чудеса. Формат концертного исполнения, в котором была представлена «Иоланта» – когда артисты в строгих костюмах, нет мизансцен, и с публикой говорит только музыка, «работают» только эмоции, – это самое трудное. Но дирижеру удалось создать целостную интерпретацию, где каждый такт ощущался как шедевр, а каждая ария или ансамбль – как хит. Невольно подумалось, насколько влияет личность исполнителя, который может заставить музыку блистать всеми гранями или сделать ее скучной и невыразительной. Владислав Лаврик – сдержанный в жестах за пультом, «не хлопоча лицом», воодушевил всех оркестрантов и солистов на нерядовое исполнение.
«Иоланта» – мистическое произведение, где Чайковский ясно и недвусмысленно говорит сам с собой и со зрителями о приоритете духа над плотью, о влиянии духовной энергии на телесную. И полтора часа пролетели как минута – так захватывающе и увлекательно разворачивалась драма слепой Иоланты и влюбленного рыцаря Водемона, приведшая к ликующему апофеозу прозрения, и в конечном счете – к обретению гармонии внутреннего и внешнего. Выбор исполнителей оказался в целом очень удачен, а некоторые певцы стали открытием. Например, солистка МАМТ имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Ксения Мусланова, чей голос передал и нежность, и боль, и восторг преображения главной героини. Солист МДТ имени Н.И.Сац тенор Максим Дорофеев – Водемон, который очаровал красотой тембра и редкой в наше время технической стабильностью. На высоте был и премьер из «Новой Оперы» баритон Анджей Белецкий (Эбн-Хакиа). Его известная ария прозвучала, как и задумывал композитор, с постепенным нарастанием звука и внутреннего напряжения, доходящего до устрашающего тутти. Белецкий не только удачно спел, но и сыграл образ врача-прорицателя с востока, обходительного и хитроумного. Из исполнителей партий второго плана отметим артиста МАМТ Николая Андреева (Бертран), а также Полину Ермолаеву (Марта), солисток МДТ имени Н.И.Сац Марию Дееву (Бригитта) и Анну Холмовскую (Лаура). Их голоса прекрасно сочетались в нежном трио в колыбельной «Спи, пусть ангелы крылами». Отлично проявил себя и Тульский государственный хор (художественный руководитель Александр Соловьёв), порадовав отменной дикцией и качественным вокалом.
После романтической рыцарской истории сюжет «Алеко» перенес зрителей в мир необузданных страстей и свободных нравов цыганского табора. «Спектакль, рассказанный ветром» – так назвали свою интерпретацию «Алеко» авторы постановки Виктория Агаркова, творческая группа Музыкально-драматического театра ÁNTE и художник Ирина Дерябина. По сути, получился некий гибрид перформанса и традиционной оперы. В спектакле есть пролог, интермедии между эпизодами, когда артисты произносят «потусторонними» голосами пушкинские строки из одноименной поэмы. Артисты стоят на коленях, за их спинами – колосья, подсвеченные багровыми бликами. Вязанки этих же колосьев затем становятся «оружием», а большое тележное колесо в руках Старого цыгана (Анатолий Захаров) воспринимается и как колесо переменчивой фортуны, и как жернов, приносящий возмездие (помните библейское «жернова Господни мелют медленно, но неумолимо»?). В общем, очевидная символика, создающая тревожную атмосферу надвигающегося несчастья. В режиссуре большую роль играет пантомима, также позволяющая избежать натурализма и превращающая изображение жизни цыган в метафору.
При этом партитура Рахманинова полностью сохранена и «произнесена» со всей внятностью и музыкальностью. Созданная композитором в 19-летнем возрасте, она несет в себе печать его юношеских увлечений Чайковским, является диалогом с предшественниками, но при этом в ней слышны персональные авторские интонации. Всю эту многослойность фактуры тонко и тщательно выявил Владислав Лаврик. Мощнейшие драматические кульминации в духе последних симфоний Чайковского, восторженная страстность в дуэте Земфиры (Ксения Мусланова) и Молодого цыгана (Максим Дорофеев), сжигающая ревность Алеко (Михаил Атаманович) – все это было не только выразительно спето, но и «донесено» средствами оркестровых красок. Можно сказать, что в этот вечер Владислав Лаврик показал себя серьезным игроком в оперном жанре, и очевидно, что он может быть востребован и в полноценных театральных историях.
Уикенд в Тульском кремле на третий день завершил фольклорный ансамбль «Услада» Марины Федосеевой. Было разыграно костюмированное представление «Еще раз про тульский секрет» (по повести «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» Николая Лескова). В интерпретации ансамбля «Услада» ожили реалии дореволюционной Тулы через городские песни и танцы, через народный говор и «словечки», которые так ароматны в самой прозе Лескова.
Масштабы, в которых проводились нынешние «Императорские сезоны», – впечатляют. И многое было бы, наверное, не осуществимо без грантовой поддержки Президентского фонда культурных инициатив и губернатора Алексея Дюмина, включившего эти музыкальные акции в общий проект «Музейное лето в Туле». Что ж, будем держать кулачки, «чтобы лето не кончалось» (как поется в известной песне) и в следующем году нас снова собрал оперный проект в Кремле.