В Калининграде, у стен Кафедрального собора на острове Канта, прошел трехдневный фестиваль «Территория мира – территория музыки», собравший почти 5000 любителей классики и джаза
«Важно, что фестиваль привлекает внимание не только туристов, но и жителей города», – отметила художественный руководитель «Территории мира» и Кафедрального собора Вера Таривердиева. Действительно, калининградцы проявили большую заинтересованность, покупали абонементы сразу на все три концерта, активно делились впечатлениями. «Каждый год сцена устанавливается по-разному, и мы получаем не только музыкальные, но и новые визуальные впечатления», – подметила одна из слушательниц.
Концерты начинались на закате, постепенно сходил сумрак, величественные стены готического собора подсвечивались, создавая волшебную декорацию. Благоволила и погода: за исключением короткого ливня, немного помешавшего репетиции к открытию (тогда косой дождь залил рояль, воду из которого откачали пылесосом!), стояли жаркие солнечные дни, и вечерняя прохлада создавала ощущение приятного релакса.
В первых двух вечерах участвовал Симфонический оркестр Госкапеллы России. «Я не очень люблю open air, но понимаю, что таковы тенденции времени, вижу, что это нравится публике, и такие летние фестивали имеют право на свое существование», – поделился руководитель коллектива Валерий Полянский. Он открыл фестиваль программой «Свидание с оперой» и произвел сильное впечатление своей артистической харизмой и качеством ансамбля. Титулованные солисты – Аида Гарифуллина и Бехзод Давронов – могли музицировать с максимальной свободой: дирижер буквально «дышал» вместе с ними, подхватывая каждый нюанс и чутко следуя за фразами певцов. Интересно слушались сольные номера – Sinfonia из оперы «Норма» Беллини, Античный танец из оперы «Фауст» Гуно, Интермеццо из «Манон Леско» Пуччини. С симфоническим размахом прозвучали саундтреки из кинофильмов – «Огни рампы» Чаплина, «Миссия» Морриконе, где открытием стал молодой солист-гобоист, артист оркестра Госкапеллы. Двухчасовой концерт «пролетел» незаметно, и надо сказать, что публике очень повезло. Аида Гарифуллина спела восемь сольных арий, три дуэта, демонстрируя великолепную творческую форму и эффектные сценические костюмы. «Мечтаю вернуться сюда и выступить уже в Соборе, об акустике которого слышал немало хороших отзывов», – подытожил впечатления от гастролей маэстро Полянский.
Во второй вечер калининградцы познакомились с лауреатами только что завершившегося Рахманиновского конкурса. За пульт Госкапеллы встал дирижер Иван Никифорчин, ученик Валерия Полянского. За роялем солировал пианист Иван Бессонов, не только мощно исполнивший Второй концерт Рахманинова, но и аккомпанировавший романсы композитора примадонне Большого театра Анне Аглатовой. Ее голос парил над островом Канта, унося зрителей в заоблачные выси.
Хотя зачастую формат open air провоцирует организаторов на «облегченный» репертуар и исполнительские силы, здесь надо отдать должное «Росконцерту» – компания привезла топовых артистов, которые отнеслись с любовью и тщательностью к выбранной музыке. «Мы встречались с Иваном Бессоновым в Москве и все заранее отрепетировали», – сказал Иван Никифорчин. А что касается финала Второй симфонии Рахманинова в исполнении Госкапеллы, то это сочинение стало одной из вершин фестивальной программы. Завершился трехдневный марафон гастролями Государственного камерного оркестра джазовой музыки имени Олега Лундстрема под управлением своего лидера Бориса Фрумкина. Неожиданной краской стало включение частей из Виолончельного концерта Ф.Гульды в исполнении Бориса Андрианова. Обаяние вечеру добавило общение артистов с публикой, установившее теплую, «домашнюю» атмосферу.