В Кафедральный собор Калининграда возвращается ангел с фасада органа XVIII века

06.09.2022
В Кафедральный собор Калининграда возвращается ангел с фасада органа XVIII века

Скульптура путти-музыканта со знаменитого кёнигсбергского органа, утраченная в результате бомбардировок английской авиации в 1944 году, возвращается под своды собора почти 80 лет спустя.

10 сентября в 18 часов путти займет свое место в зале, и музыкальной иллюстрацией к этому историческому событию станет концерт ансамбля VivaMuse и титулярного органиста Кафедрального собора Евгения Авраменко.

История Кафедрального собора – это история возрождения. Чудом уцелев в годы Второй мировой войны, собор XIV века был восстановлен на рубеже XX–XXI веков. Вновь зазвучал, подарив России самый большой органный комплекс, а Калининграду – звание органной столицы страны. И до сих пор является местом, где прошлое, настоящее и будущее мирно сосуществуют. Возвращение скульптуры путти – детали аутентичного убранства органа Кёнигсбергского собора – стало тому подтверждением.

Путти – обнаженный маленький мальчик с крыльями и без – традиционный образ барочных интерьеров. В Кафедральном соборе такие движущиеся фигуры были частью убранства органа работы Иоганна Мозенгеля, построенного в 1718–1721 годах. Скульптуры поворачивались и «играли» на музыкальных инструментах. В результате налетов английской авиации в августе 1944 года все они были утрачены вместе с органом Мозенгеля: здание собора выгорело изнутри.

Около 30 лет назад один из ангелов, напоминающих фигуры на архивных фотографиях, попал в частную коллекцию. Руки ангела были соединены деревянными шпунтами. В ладонях оставались фрагменты барабанных палочек, внизу сохранился фрагмент сиденья, а сам путти, выполненный из дерева, был отмечен следами пожара, полностью потеряв красочный слой.

Так как в Кёнигсберге было два органа с движущимися элементами, причастность путти к инструменту Мозенгеля решили проверить при помощи искусствоведческой экспертизы в 2022 году. Она не только подтвердила то, что ангел находился на фасаде инструмента, но удалось установить и имя автора. Им был скульптор и резчик по дереву Маттиас Пертцель, официально работавший в Кёнигсбергском соборе с 1718 года, когда Мозенгель начал проектировать орган.

После получения всех свидетельств сомнений не осталось: ангела решено было вернуть домой. Собор приобрел путти из частной коллекции при участии ООО «Лукойл-КМН» и других благотворителей, и еще одна история завершилась счастливым финалом.

«То, что ангел выжил, – поистине мистическое событие. Он не сгорел в пожаре, не утонул в воде, – говорит коллекционер Владимир Скаржинскас. – Люди его вытащили из ила и земли, и он воскрес, как феникс из пепла, чтобы вернуться в Кафедральный собор».

Ангел окажется под сводами 10 сентября в 18 часов. Его поприветствуют ансамбль VivaMuse и титулярный органист Кафедрального собора Евгений Авраменко. Гендель, Вивальди, Бах – путти встретит музыка его современников, и все для него снова станет родным.