После триумфального выступления на Зальцбургском фестивале и презентации нового европейского проекта – оркестра Utopia – Теодор Курентзис вернулся на свою вторую родину. Программа для открытия сезона в «Зарядье», где в этот раз артист выступал по приглашению руководства (то есть не на арендных условиях с собственным продюсером, как было раньше), выбрана знаковая. Три романтические одночастные партитуры Петра Ильича Чайковского без всяких примесей современного авангарда – подарок для публики, впрочем, готовой воспринимать любую музыку из рук своего кумира.
Отметив 50-летие, Теодор сменил имидж рокера на вполне респектабельного маэстро, выйдя в стильно сшитом деловом костюме. Ощущение нового возраста, следующего витка жизни? Время покажет. А пока он подарил три роскошных исполнения – в своей манере с преувеличенными контрастами, с лихорадочными престо и «зависающими» медленными темпами. Но в данном случае его субъективные ощущения и перебои пульса удачно совпали с эмоциональной сутью музыки Чайковского.
Выбор увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта», симфонической поэмы «Франческа да Римини» и «Итальянского каприччио» был оправдан в буклете общностью корней сюжетов, связанных с Италией – колыбелью европейской культуры. На самом деле лишь последнее сочинение действительно рисует нам прекрасные ландшафты и пеструю карнавальную толпу, распевающую шарманочные мелодии. Первые два лишены каких-либо особых привязок к географии: это метания человеческого духа, то погруженного в пучину исступленной страсти, раздираемого демонами, то пытающегося удержать ускользающую красоту. Именно лирические эпизоды стали центрами в этих произведениях, именно тут сосредоточились главные музыкальные откровения. После «Франчески» Теодор Курентзис вызвал на поклон на авансцену кларнетиста Сергея Елецкого, который сыграл свое соло с такой щемящей трепетностью и завораживающими нюансами, что стал одним из героев вечера. Кстати, вспомнилось, как его не пропустили в финал последнего Конкурса имени Чайковского: и если он не убедил тогда жюри, то какого же совершенства искали судьи? Представить более одухотворенного музыканта просто сложно.
Вообще говоря, почти все оркестранты musicAeterna – концертирующие солисты, и в этом оркестре они получают уникальную возможность проявлять свою индивидуальность, поскольку Курентзис исключает игру «крупным помолом». В «Ромео и Джульетте» он смаковал каждую ноту и паузу, добивался в теме любви неземной воздушности у струнных, мягкой приглушенности у валторн и, главное, внутреннего рубато, делающего повествование живым и эмоционально спонтанным. Прекрасно проявила себя в этой программе вся духовая группа, для которой Петр Ильич приготовил немало испытаний. Хоралы деревянных в «Ромео и Джульетте», знаменитые фанфары в «Итальянском каприччио», напомнившие мощью вагнеровский оркестр – все прозвучало перфектно. В компенсацию на бис Курентзис сыграл Элегию из «Струнной серенады» Чайковского. Композитор написал ее в Каменке, гостя у сестры, но спустя десять лет вспомнил эту тему, будучи во Флоренции – сочиняя «Пиковую даму». Так в этот вечер замкнулся круг итальянских ассоциаций.
Наше расставание будет недолгим – уже в конце сентября musicAeterna вернется в столицу, чтобы сыграть программу из произведений Шостаковича. Теодор Курентзис продирижирует его Четырнадцатой симфонией, а артисты оркестра покажут себя также в камерном репертуаре.