Последний поезд в светлое будущее События

Последний поезд в светлое будущее

В «Ленкоме» открылся сезон премьерой Антона Яковлева

«Ленком» Марка Захарова входит в 96-й сезон с новым молодым главным режиссером, мастером музыкальных спектаклей Алексеем Франдетти. Это главная интрига (Алексей никогда не ставил на этой сцене) и главная надежда сезона. Драматический/музыкальный – в «Ленкоме» это всегда была тонкая грань. Многие спектакли, с которыми театр вошел в историю, –«Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось», «Поминальная молитва» – созданы в найденной Марком Захаровым особой форме, в которой сильная драма сочетается с яркой авторской музыкой (в данном случае – Гладкова, Рыбникова, Глуза). Именно этот формат стал узнаваемым ноу-хау «Ленкома», его секретным оружием, фирменным стилем.

Сегодня, когда в театре начинается новая эра с Алексеем Франдетти, есть надежда, что линия Захарова будет продолжена. Во всяком случае, на сборе труппы было объявлено о двух музыкальных постановках Алексея: хип-хоп-опере «Маяковский» и спектакле по пьесе Марине Цветаевой «Приключение». Но, конечно, в сезоне ставить будет не только Алексей – приглашена целая когорта режиссеров, имена которых сегодня на слуху: тут и «свой» – артист и режиссер – Александр Лазарев, и работавший в целом ряде театров Марат Гацалов. А также два недавно назначенных руководителя московских театров (на Таганке и имени Гоголя) – Юрий Муравицкий и Антон Яковлев – тот самый и очень похожий, кстати, на своего незабвенного отца.

Премьерой Антона Яковлева «Последний поезд» театр и открыл сезон. Случайно или нет, но получилось как раз в той самой традиции. Душераздирающая драма, основанная на пьесе 1930-х «Уступи место завтрашнему дню» американки Виньи Дельмар, известная нам по спектаклю 1980-х «Дальше – тишина» с Раневской и Пляттом, превратилась в современный трагифарс. Пьесу переделывали Сергей Плотов и сам Антон Яковлев. Добавили музыку: композитор Иван Замотаев создал оригинальные вставки-интермедии между сценами для «надежды маленького оркестрика» (саксофон, банджо, труба, баян, туба, барабан). Получилось в духе музыки Нино Роты к фильмам Феллини. Оркестровые променады в интермедиях продолжают стендапы артистов, которые на несколько минут выходят из своих ролей, превращаясь в самих себя, и выносят на публику реальные истории из собственной жизни. Таким образом, форма пьесы значительно обновлена, а вот сюжет о двух стариках, оказавшихся у разбитого корыта, все тот же. Они обращаются за помощью к взрослым детям, которые не горят желанием помочь и в итоге отправляют родителей в дома престарелых, при этом пара должна расстаться навсегда. Сцена прощания главных героев Люси и Барка на вокзале становится мощнейшей кульминацией всего действия, и тут многое, если не все, делают артисты – Олеся Железняк и Виктор Раков. Не переигрывая, не пережимая, они показывают нам, что такое любовь, которая сильнее всего на свете. И им веришь.

«Это история притчевая, история человеческая, – считает Антон Яковлев, – она может происходить в любую эпоху. И хотя здесь Америка 1930-х, но если мы перенесем ее в другой исторический период, она будет читаться точно так же. Для меня эта пьеса о том, как люди могут сохранить себя в этом трагическом фарсовом мире, умудриться остаться людьми и пронести большое чувство через всю жизнь. Мне мало истории отцов и детей. Для меня это гимн любви».

И конечно, в разговоре с Антоном Яковлевым я не могла не затронуть Театр имени Гоголя, где он начинает свой первый сезон в качестве худрука. Конкретные премьерные названия Антон пока не назвал – обещал сделать это в конце сентября, а в остальном программа такова: тотальное обновление труппы («сейчас я набираю стажеров, которым до 30 лет, это и выпускники, и уже сложившиеся артисты»). Но и работа с теми артистами, которые остались от Гоголь-центра, а также теми, кто работал еще при Сергее Яшине (худруке Театра имени Гоголя до образования Гоголь-центра в 2013-м).

Далее: работа лаборатории на Малой сцене, где молодые режиссеры будут заниматься современной драматургией. Параллельно много всего будет происходить на Большой сцене: «Вообще, я хочу делать площадку для самых разных режиссеров, а не свой авторский театр, в котором я буду ставить по три спектакля в сезон».

Сам Антон Юрьевич планирует представлять как минимум одну премьеру: «У меня задача – делать театр. Художественный руководитель не просто режиссер. Ты становишься “папой”, который должен создать систему координат, запустить репертуарный процесс с внятной логикой этого репертуара. Теперь надо думать не только о себе, как я привык, путешествуя из театра в театр. Здесь придется строить свой дом – уже пора, после пятидесяти-то лет! Вообще, интересно строить с нуля, а у меня тут получается даже с уровня “минус один”!»

Надеюсь, у Антона Яковлева все получится. Хочется пожелать ему стать хорошим папой для своей новой театральной семьи!

Cочетание без брака События

Cочетание без брака

Третий сезон проекта Musica sacra nova завершился концертом памяти Софии Губайдулиной

Коллективное бессознательное События

Коллективное бессознательное

В петербургском Доме Радио состоялась премьера спектакля «ЮЛ»

Партитуры тоже не горят События

Партитуры тоже не горят

В рамках фестиваля «PRIMA DOMRA» прошла московская премьера концерта-спектакля «Мастер и мандолина»

Прыжок в вечность События

Прыжок в вечность

В Большом зале Московской консерватории прошла премьера симфонии «Николь» Ильи Демуцкого