Место проведения «Джазовых сезонов» – роскошное. И по живописности природного ландшафта – идеального для формата open air, и по удобству навигации – двадцать минут от Москвы на автомобиле или автобусе от метро «Домодедовская». В этом году с погодой повезло: последние теплые дни августа так и манили провести week-end на природе. Организаторы в хорошем смысле все рассчитали: отправившись за пределы мегаполиса, аудитория могла послушать живую музыку на свежем воздухе, одновременно устроить пикники, занять детей в активных зонах, поучаствовать в конкурсах и просто прогуляться по ухоженной территории парка, центром которого служит старинная усадьба Морозовых, больше известная как последняя резиденция вождя революции.
Нынешние «Джазовые сезоны» посвятили столетию российского джаза, сделав ставку на отечественных исполнителей и расширение палитры форматов и стилей. Неизменным фронтменом фестиваля выступил Игорь Бутман, с блеском отыграв с Московским джазовым оркестром программы на протяжении обоих дней и задав тем самым стержень восьмых «Джазовых сезонов». Столь же заразительно он общался со зрителем, сыпал шутками и остротами, создавая на правах хозяина форума легкую непринужденную атмосферу обаятельной дружеской вечеринки. Единственным отголоском тревожного времени прозвучала композиция Дюка Эллингтона на темы Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, визуальным контрапунктом которой невольно выступили то и дело курсировавшие над зрителями в направлении аэропорта Домодедово самолеты.
В этом году впервые к фестивалю присоединился Денис Мацуев с программой классико-джазовых кроссоверов, которую с ним разделил уже сложившийся «джаз-бэнд» в лице Андрея Иванова (контрабас), Александра Зингера (ударные), Борислава Струлёва (виолончель) и Екатерины Мочаловой (домра). И если их выступление стало центром притяжения первого дня «Джазовых сезонов», то выступление группы Therr Maitz во главе с Антоном Беляевым воспринималось восклицательным знаком финала второго дня, добавив в благопристойную джазовую парадигму клубный формат инди-рока.
Зарубежную географию в этом году предсказуемо свернули, но международный статус фестиваля сохранился благодаря участию турецкого коллектива Eylül Ergül Quintet с утонченной красавицей Эйлюль Эргюль (вокал / фортепиано).
На протяжении двух фестивальных дней также выступили оркестр Алексея Терентьева из Ярославля, Сергиево-Посадский муниципальный оркестр под управлением Игоря Кантюкова, Valeriy Stepanov Acoustic Quartet, квартет Софии Ацбеха-Негги, обладательницы Гран-при конкурса Music Parking, коллектив «Симфоджаз братьев Ивановых».
Отправляясь на фестиваль с семьей, вольно или нет задаешься вопросом, когда и как знакомить детей с джазом. В России его ниша размыта между культурным андеграундом и элитарным искусством. Он по-прежнему остается за пределами большинства образовательных программ и практически не имеет шансов попасть в трек-лист юной аудитории. Организаторы фестиваля, кажется, нашли свой путь воспитания будущих любителей джаза. Через подобные семейные выходные, когда можно весело и душевно провести время на природе. Через коллаборацию разных видов досуга, когда и детям, и взрослым есть чем заняться – вместе и по отдельности. Через воспитание культуры семейного отдыха, где эмоции, настроение и атмосфера складываются при участии джазовой музыки в отменном исполнении. Воспитание джазом, если хотите.