В начале августа 2022 года Юрий Медяник (ЮМ) стал главным дирижером Тюменского филармонического оркестра. О том, как изменится его жизнь, каким будет оркестр, и как можно все успевать при сумасшедшем графике, маэстро рассказал в интервью Сергею Буланову (СБ).
СБ Юрий, сотрудники филармонии мне уже признались, что у вас с музыкантами случилась любовь с первого взгляда.
ЮМ Мне нравится с ними работать, они очень хорошие люди с правильными музыкантскими амбициями. Между собой у них удивительная сплоченность: скрипачи, например, в свободное время вместе катаются на байках, а группа виолончелей дружно отмечает праздники. Надеюсь, что между мной и оркестром тоже складывается неплохой человеческий контакт.
СБ Вы не дирижер-диктатор?
ЮМ Нет. Моя задача – заинтересовать. Бывает, в некоторых оркестрах и штрафы выписывают, даже если кто-то на репетиции просто встал со своего места, но я не сторонник такого отношения к людям. Человек должен чувствовать себя свободно, тем более музыкант.
СБ Чем вы их стараетесь заинтересовать?
ЮМ Репертуаром в первую очередь. На открытии сезона мы исполнили знаменитую Вторую симфонию Бородина, но в авторской редакции – эту версию, реконструированную музыковедом Анной Булычевой, мало кто знает, она по звучанию и концепции отличается от версии Римского-Корсакова и Глазунова. Музыкантам это интересно, они с удовольствием открывают для себя новое.
СБ Для первого большого выступления с оркестром вы выбрали исключительно русскую классику: кроме Бородина, еще Мусоргский, Римский-Корсаков и Лядов. Не совсем мейнстрим. Сейчас многие предпочитают заявлять о себе чем-то современным и эпатажным.
ЮМ Я за прочный репертуарный фундамент: Бетховен, Брамс. Мне не нужен эпатаж, достигаемый «малой кровью». Мне же потом за это отвечать. Хотя для оркестра владение разными стилями необходимо, и это на основе базы будет возможно: дальше у нас в планах исполнение симфонии Карла Нильсена, увертюры «Ромео и Джульетта» Иогана Свендсена.
Что касается русской программы открытия, здесь есть важная причина. В Тюмени с большим уважением и гордостью относятся к национальным традициям и истории. Мне местная опора на культурный код очень понравилась, я посчитал правильным столь важную для людей суть отразить в нашей первой большой программе.
СБ Расскажите теперь, пожалуйста, как вам предложили возглавить этот оркестр?
ЮМ Наверное, вам правильно сказали про любовь с первого взгляда. Я дирижировал здесь в конце мая, получилось вполне сносно, поэтому предполагаю, что инициатива шла изнутри. Во всяком случае, сам я никаких козней не строил и себя никому не предлагал.
СБ Что у вас в ближайших концертных планах? Каких солистов будете приглашать в Тюмень?
ЮМ Мы проведем фестиваль к 150-летию Рахманинова, затем отметим юбилей Хачатуряна. Из солистов на ближайшие даты я пригласил Александра Гиндина, Сергея Поспелова, Алексея Мельникова, Анну Савкину, Александра Ключко, Ивана Бессонова, Еву Геворгян. Одним из концертов продирижирует Антон Шабуров.
СБ Не планируете оперные проекты делать?
ЮМ Планирую! В Тюмени никогда не звучала опера, а балет показывают всегда под фонограмму. У нас уже есть договоренность с Центром оперного пения Галины Вишневской, мы покажем здесь в конце марта их постановку оперы Рахманинова «Алеко».
СБ Проблемы с бюджетом не возникают?
ЮМ Основной бюджет есть. Конечно, нередко помогают дружеские связи – сейчас с Московской филармонией обсуждаем вопрос выступления нашего оркестра в Зале Чайковского.
СБ Вы уже готовы показать оркестр в Москве?
ЮМ Пока не готов. Для воплощения своих представлений о звуке мне нужно хотя бы полгода интенсивных репетиций.
Тюменский оркестр очень молодой, мы открываем всего лишь восьмой сезон. Коллектив основал Евгений Иванович Шестаков – крепкий и грамотный дирижер советской школы. Тогда получилось найти финансирование, закупить инструменты, обеспечить зарплатами приглашенных музыкантов из Екатеринбурга, Новосибирска, Казани. Многие из них остались в Тюмени.
СБ С какими проблемами вам сейчас приходится сталкиваться, работая с оркестром?
ЮМ Пока мы учимся понимать друг друга. Я стараюсь, например, чтобы искреннее желание музыкантов сделать хорошо не давало гиперболизированный эффект: допустим, когда просишь в темпе сыграть обычный акцент, к нему не всегда нужно добавлять крещендо или интенсивность вибрации.
СБ Как вы будете выстраивать собственное время? У вас же сумасшедший гастрольный график.
ЮМ Другие проекты так и останутся частью моей жизни, но оркестр я бросать не собираюсь. Примерно половину каждого месяца постараюсь находиться в Тюмени. Дело в том, что мне скоро сорок лет, и наступает переломным момент – хочется сделать собственный продукт, симфонический оркестр, которым я смогу гордиться. Это не значит, что другие свои проекты я таковыми не считаю, но я уверен, что должен быть главный коллектив в жизни.
СБ Интересно, как ко всему этому относится ваша жена?
ЮМ Она не музыкант, но во всем меня поддерживает!
СБ Вы, кроме всего прочего, довольно активны в интернете. Когда музыкой успеваете заниматься?
ЮМ Ночами! Я сплю всего шесть-семь часов, но у меня есть целый ящик с поддерживающими витаминами, которые я принимаю по рекомендациям своего врача.
СБ Удивительно, но зная жанровый спектр вашей жизни, поверить легко. И это мы еще не говорим сейчас про игру на баяне и скрипке, про Emotion Orchestra…
ЮМ Я еще стараюсь быть в курсе всего происходящего, получать информацию: кстати, читаю ваш телеграм-канал, в частности.
СБ Сейчас нужно уметь продвигать свой контент к целевой аудитории, мало быть просто журналистом. Тут мы с вами отлично друг друга понимаем – в исполнительской сфере то же самое.
ЮМ Конечно, мы и Тюменский оркестр сейчас через «ВКонтакте» и Телеграм продвигаем вместе с работниками филармонии – тоже с моими рекомендациями. Я благодарен, что к моему мнению прислушиваются, и это уже дает определенные результаты.
СБ Прекрасно, что у вас есть четкий план развития оркестра на основе разных ресурсов: и творческих, и менеджерских.
ЮМ Мы сейчас еще ведем переговоры о сотрудничестве с радиостанцией «Орфей», надеюсь, наш коллектив будет представлен в эфире. Хочется, чтобы Тюменский филармонический оркестр звучал!