В рамках этого мультижанрового музыкально-театрального форума будут представлены разные стороны композиторской деятельности Дмитрия Шостаковича, в том числе его симфоническая и камерная музыка, оперные и балетные постановки, музыка к кинофильмам, для сольных инструментов, вокальные циклы. Программа откроется премьерой оперетты Шостаковича «Москва, Черёмушки» на сцене Самарского театра оперы и балета. Также будут показаны три одноактных балета «Ленинградская симфония», «Фортепианный концерт», «Дивертисмент», объединенных в проект «Самара Шостакович балет I», а актер Сергей Маковецкий примет участие в музыкально-литературной композиции (с сочинениями Шнитке, Мусоргского и Шостаковича) и прочтет отрывки из романа Георгия Иванова «Распад атома» и писем Дмитрия Шостаковича Ивану Соллертинскому.
Симфонический оркестр Самарской филармонии под управлением нового главного дирижера Филиппо Десси представит Первый виолончельный концерт Шостаковича (солистка Мириам Пранди) в окружении опусов Айвза, Даллапикколы, Малипьеро. А Симфонический оркестр Тольяттинской филармонии с Федором Леднёвым за пультом сыграет сочинения Николая Мясковского, Бориса Чайковского и Мечислава Вайнберга.
Струнный квартет солистов Opensound Orchestra (Москва) с участием художника Дмитрия Гутова познакомит с камерными опусами Шостаковича, Мосолова и Локшина. А в концерте симфонического оркестра La Voce Strumentale Нижегородского академического театра оперы и балета под управлением Дмитрия Синьковского прозвучит Девятая симфония Шостаковича рядом с произведениями Виссариона Шебалина и Эрвина Шульгофа. Завершится форум 2 октября показом балетов на музыку Леонида Десятникова. В проекте L.A.D. участвует труппа театра «Урал Опера Балет» (Екатеринбург). Музыкальный руководитель и солист – пианист Алексей Гориболь.
Комментируя концепцию фестиваля, министр культуры Самарской области Татьяна Мрдуляш подчеркнула: «В начале 2021 года мы в Самарской области сформулировали развитие и популяризацию академического искусства как одно из ключевых направлений развития культуры. Это планка, камертон, в отношении которого мы проверяем остальное. Понятно, что полтора года – слишком короткий срок, но мы движемся в этом направлении. Фестиваль “Шостакович. ХХ век” – это кульминация нашего музыкального года. В прошлом году художественный совет фестиваля и его художественный руководитель Алексей Трифонов взяли очень высокую планку, как в программе, так и в подборе исполнителей. В этом году нам удалось как минимум ее удержать. Фестиваль исследует музыку ХХ века при всей ее сложности для обывателя и экзотичности даже для опытной публики. Главное, что каждый слушатель вынесет для себя из концертов и спектаклей что-то разумное, сложное и прекрасное – именно для этого мы все это делаем.