Мы живем в нелегкие времена, когда некоторые оркестры и театры «обезглавливаются»: Большой театр, Госоркестр, РНО – судьба этих и других коллективов находится пока в подвешенном состоянии. И все директора в один голос говорят о том, что выбрать нового главного дирижера крайне трудно. Вместе с тем, публика активно обсуждает ключевой вопрос: много ли у нас достойных музыкантов, которые заслужат авторитет у знаменитых оркестров и, самое главное, будут ли они интересны слушателям?
Процессы смены власти в оркестрах происходят преимущественно в столице: кстати, не всегда по современным идеологическим причинам. Однако и регионы не становятся исключением – география потребности в хороших дирижерах шире, чем нам кажется. В такой ситуации, например, оказался симфонический оркестр в Тюмени, о котором в последнее время практически ничего не было слышно.
Восемь лет назад Тюменский филармонический оркестр основал талантливый и профессиональный дирижер, опирающийся на лучшие традиции советской школы, Евгений Иванович Шестаков – «путеводная звезда в мир музыки», как называли его музыканты и публика. К несчастью, маэстро ушел из жизни в 2020 году, не справившись с коронавирусом. Именно он смог за короткий срок собрать оркестрантов, многие приехали из разных городов и с удовольствием остались жить и работать в Тюмени. Оркестр знала и московская публика – с ним сотрудничал, например, Фонд Елены Образцовой, вместе они сделали юбилейный концерт Зураба Соткилавы в Большом зале консерватории, но и не только.
На смену Евгению Шестакову ощутимо требовался молодой и энергичный лидер. По счастливому стечению обстоятельств оркестру свыше никого не навязывали, музыканты пару месяцев назад сами выбрали себе нового художественного руководителя по взаимной симпатии и всего лишь после одного совместного концерта. Им стал Юрий Медяник – опытный и уже широко известный дирижер, а также мультиинструменталист-виртуоз. Немаловажно, что он обладает полным набором качеств, которые могут позволить ему удачно и «громко» развивать оркестр: коммуникабельность, дружеские связи, медийность.
Все перечисленные выше достоинства важны, но Юрий Медяник сочетает их с более ценными свойствами личности – талантом и профессионализмом. В этом можно было убедиться еще раз на первом большом выступлении маэстро с Тюменским филармоническим оркестром.
Для открытия VIII симфонического сезона Концертном зале имени Юрия Гуляева Тюменской филармонии дирижер и музыканты выбрали русский классический репертуар: музыку Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина и Лядова. Безусловно, сразу же чувствуется претензия на высокую планку – многим эти сочинения знакомы от первой до последней ноты, а сами партитуры насыщены интересными техническими и интерпретационными трудностями.
Например, симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе» Мусоргского, прозвучавшая в самом начале концерта, с первых тактов продемонстрировала взаимопонимание дирижера и музыкантов: они отлично ориентируются на его емкие жесты, эмоционально и с азартом воспринимают долю импровизационности, возникающую по ходу развертывания драматургии. «Полетная» звукоизобразительность у струнных, трели флейт, мощные возгласы меди: все это было сыграно точно, а также подчинялось, судя по всему, понятным для музыкантов смыслам.
Коллектив весьма молодой, грамотный, ими движет огромное желание работать и по-настоящему делать музыку, но, есть и некоторые нюансы: техническая подкованность (действительно, огрехи были минимальными), не всегда согласуется с яркостью интерпретации. Исполнительская аккуратность, в чем-то напоминающая школьную старательность, приуменьшает творческие риски – а это должно быть самым интересным и живым в прочтениях.
Во втором отделении прозвучала «Богатырская» симфония Бородина в авторской редакции, реконструированной музыковедом Анной Булычевой. Такой вариант отличается от привычного усилением трагической сферы: восстановленная партитура звучит свежо и «сдувает» с культовой симфонии пыль советской церемониальности. В исполнении вроде бы все было на месте: и ощущение формы, и внутренних связей музыкального материала. Но, вместе с тем, во время прослушивания не покидало ощущение, что нужный «градус» исполнения будет вот-вот достигнут, но этого не происходило. Конечно, потенциал оркестра не оставляет сомнений – в скором будущем «придраться» к ним будет гораздо сложнее и даже неуместнее.
Менее крупные и не столь концептуально усложненные симфонические полотна Тюменскому филармоническому оркестру удались на сто процентов – именно на них была сделана ставка при составлении программы. «Кикимора», «Волшебное озеро» и «Баба-Яга» Лядова в исполнении оркестра можно было легко стилистически отличить от фрагментов из «Золотого петушка» и «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова. Здесь чувствовалась филигранная работа дирижера с мельчайшими деталями оркестровки – поскольку стилистические грани, как мы знаем, весьма тонки.
Делаем вывод и отвечаем на «титульный» вопрос: Тюменскому филармоническому оркестру повезло обрести нового главного дирижера в лице Юрия Медяника. Показательна в этом смысле первая реакция публики: «Он создал для нас потрясающий праздник». Это правда, поскольку финальные овации не заканчивались! Кстати, до одновременно северной, но солнечной и уютной Тюмени из Москвы на самолете лететь чуть больше двух часов – определенно, сейчас формируется новая притягательная точка на российской музыкальной карте.