В 2022 году отмечаются две круглые даты: 140 лет со дня рождения и 60 лет с момента приезда Игоря Федоровича Стравинского в гости на родину, в СССР.
В Московской консерватории, Государственном институте искусствознания и Российском институте истории искусств музыковеды обсудили творчество юбиляра в самых разных и порой неожиданных ракурсах, как, например, «Стравинский в мультипликации», «Стравинский и изобразительное искусство». И, конечно, в центре дискуссии – балеты композитора: «Свадебка», «Весна священная», его творческие и дружеские связи с современниками. «Этот композитор олицетворяет неразрывность русской и западной культуры, ее духовное единство», – отметил в преамбуле доктор искусствоведения, проректор по науке МГК Константин Зенкин.
В фойе партера Большого зала Московской консерватории открылась выставка, подготовленная усилиями архивистов МГК совместно с «Фондом Ф. И. Стравинского и его сыновей»: тут и семейные фото, и документы, и свидетельства гастролей в СССР (в том числе фото с концертов из архива «Музыкальной жизни»).
Ректор консерватории, профессор Александр Соколов в приветственной речи подчеркнул, что Стравинский один из тех композиторов, кто не перестает удивлять, и каждое новое поколение находит что-то свое, что-то новое. Торжественность момента акцентировало участие Камерного хора Московской консерватории, исполнившего под управлением своего руководителя профессора Александра Соловьёва хор «Верую» Стравинского. Эта увертюра получила продолжение в вечернем концерте в Малом зале, где уже прозвучали все три литургических хора. Прозрачнейшая кантилена в «Богородице, дево» и «Отче наш» (с вибрирующими басами в конце) контрастировала скерцозности «Верую» – композитор сочинил лихую скороговорку, превратив заунывную псалмодию чуть ли не в рэп. У Камерного хора слова отскакивали, что называется, «от зубов» – спели азартно, четко, броско.
«Танго», один из первых опусов американского периода, отражает ироничный взгляд автора на природу жанра – никаких томных интонаций и четких метрических структур. Все завуалировано, синкопы сдвинуты на слабые доли – латинская страсть словно исподволь прорывается сквозь препоны. И пианистка, проректор Академии хорового искусства Ольга Красногорова тонко уловила и передала своеобразие и особый шарм пьесы. Стравинский и «Весна священная» – близнецы-братья, обойтись в юбилей без этой музыки было бы преступно. Но поскольку камерное пространство МЗК диктовало свои законы, «Весна» (первая часть) фигурировала в авторском переложении для двух роялей. Отважный дуэт Моны Хабы и Михаила Дубова «играючи» справился с прихотливой ритмикой и «угловатой» пластикой нотного текста: была достигнута полная иллюзия богатства красок оркестра, и местами ноги сами «так и шли в припляс».
Антология наследия Стравинского дополнилась двумя оркестровыми произведениями, где прекрасно проявил себя Камерный оркестр МГК под управлением Федора Безносикова. Три канона памяти Дилана Томаса открыли нам эзотеричность партитур позднего Стравинского с его экспериментами с серийной техникой. Великолепное соло тенора Дмитрия Никанорова с безупречным английским украсило загадочные эпитафии в честь культового британского поэта, ушедшего от чрезмерного увлечения алкоголем.
Музыка из балета «Аполлон Мусагет», к которой в последнее десятилетие достаточно редко обращаются оркестры, очаровала своей безоблачностью и лучезарностью. «Какая это радость – окунуться в многотембровое благозвучие струн и насытить им мельчайшие частицы полифонической ткани! Чем же лучше всего передать очищенный рисунок классического танца, как не потоком мелодии, льющимся в непрерывном пении струн!» – объяснял Стравинский. Эта радость пронизывала и игру струнников Каморка (как любя называет коллектив его лидер, народный артист России Феликс Коробов). Это были полчаса невероятного счастья, заставившего забыть о хмурости вечера за окном.