Театр «Донбасс Опера» привез в Москву новую версию «Любовных похождений сэра Джона Фальстафа» Верди. Гастроли прошли в рамках VII фестиваля «Видеть музыку» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Министерства культуры РФ.
На склоне лет именитые творцы обычно погружаются в себя, размышляя о прошлом. А вот Джузеппе Верди, будучи на пороге 80-летия, написал оперу, от которой веет энергией молодого, полного сил человека. Хотя «Фальстафу» не очень везло с российскими постановками, и в целом опера не столь популярна, как другие хиты композитора, ее все равно интересно смотреть, и простор для постановочной фантазии несомненен.
Этими гастролями Донецкий театр оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко («Донбасс Опера»), отмечающий 90-летие, открыл свой новый сезон. На данный момент в родном городе театр существует в «закрытом режиме». В одном из интервью его художественный руководитель Вадим Писарев рассказал: «Ни на один день театр не прекращал работать – жизнь продолжается, люди ходят на службу. Нам хочется вселить в них надежду, доказать всем, что скоро все наладится, – и мы занимаемся, репетируем, создаем новые спектакли, поддерживаем наш репертуар». Поэтому очевидно, что гастроли в Москве (театр также привез балет «Пер Гюнт») – это огромная моральная поддержка коллективу, который, наконец, встретился с публикой и почувствовал живое дыхание зала.
В программке режиссер-постановщик Александр Лебедев обозначил, что в новой версии «Фальстафа», в отличие от предыдущей постановки «Донбасс Оперы», он решил «поэкспериментировать» и осовременить действие. Теперь Фальстаф – артист на склоне лет, а за его спиной мы видим подвалы театра с остатками реквизита. Его буффонные панталоны и нагримированное лицо с лихими вихрами на висках контрастируют с современными костюмами и униформами прочих персонажей (художник по костюмам – Оксана Кубекина), как будто бы он принадлежит другой эпохе.
В то же время декорации не опускаются до примитивного конструктивизма (сценограф Сергей Спевякин): на заднем плане много интересных деталей типа афиш итальянских опер, гигантских оленьих рогов и – увы, теперь уже мемориального – фото королевы Елизаветы II. Такая эклектика вполне отвечает тенденциям в современных городах, в том числе и в Великобритании, где пейзажи старой доброй Англии мирно сосуществуют с модерновыми постройками.
Как и в оригинале, сэр Джон Фальстаф, самовлюбленный толстяк и пьяница, на старости лет решил приударить за двумя знатными красотками. Вадим Воловчук актерски убедительно передал карикатурность образа этого «клоуна», со всеми характерными ужимками и гримасами. Режиссер, чтобы подчеркнуть фривольность ситуации, ввел дополнительных персонажей – девушек-эскорт, пажа; они заполняют сценическое пространство и создают театральную суету и пестрый фон.
По контрасту с главным героем ревнивый муж Форд у Владислава Лысака получился очень серьезным и даже драматичным персонажем, впрочем, не лишенным самоиронии. По воле режиссера он стал банкиром, а его друзья – офисными служащими, которые в сцене поисков Фальстафа картинно крались и потрясали компьютерными клавиатурами. Этот момент был отлично поставлен с точки зрения проработки мизансцены и здорово исполнен всеми участниками. А вот эпизоды с миссис Мэг Пейдж (Татьяна Саввина) и миссис Аличе Форд (Светлана Малеева) получились режиссерски менее разнообразными и не столь отделанными в плане вокальной интерпретации.
Возможно, если бы мы смотрели этот спектакль на родной сцене театра, дирижеру Юрию Парамоненко удалось бы избежать досадных расхождений оркестра в ансамблях и провести действие с большим блеском. Но, несмотря на шероховатости, в опере было немало удачных, сильных моментов. Кажется, что наибольшие усилия постановочной группы были потрачены на финал, где и декорации привлекают внимание (деревья, словно сошедшие из готических фантазий), и артисты как будто воодушевлены музыкой. В итоге вся история оказывается игрой, в которую охотно вовлекаются все участники, с удовольствием переодеваясь в камзолы и маски, сбрасывая с себя скучные костюмы современности. Забавно, что под конец не только герои комедии повелись на коварные замыслы, но и те незадачливые зрители, что захлопали раньше времени после провокационной паузы в заключительном нонете. Как обратился Фальстаф к залу, «все одурачены!».