Зима близко События

Зима близко

О мировой премьере нового опуса Алексея Сысоева в «ГЭС-2»

Сентябрь оказался знаменательным для Дома культуры «ГЭС-2» по двум причинам: первая – 85-летие Ренцо Пиано, «архитектора света» и создателя центра современной культуры фонда V-A-C, вторая – концертная программа «ГЭС-2: Музыка», сочетающая мировые премьеры современных композиторов и новые трактовки сочинений прошлого. На разных этажах пространства представлены звуковые инсталляции из проекта «Настройки», в Актовом зале ГЭСа готовятся открывать «Рахманинов-фест» – на фестивале выступят пианисты Юрий Фаворин, Арсений Тарасевич-Николаев и Мирослав Култышев. В рамках сентябрьской музыкальной программы состоялась и мировая премьера сочинения Алексея Сысоева Thousand Winters («Тысяча зим»).

Алексей Сысоев – настоящий трендсеттер среди российский авторов. Его музыка крайне востребована: в этом году ансамбль Intrada спел мировую премьеру «Мессы» в «ГЭС-2», SOUND UP сделал заказ композитору, а позднее исполнил мотеты на стихи Эзры Паунда. Победа в «Нотах и квотах» – программе творческих заказов, которую инициировал и успешно проводит уже второй год подряд Союз композиторов России, – обеспечила появление большой оркестровой пьесы Сысоева «Вариации и аплодисменты» для Омского симфонического. Теперь коллектив исполнит ее в России и на гастролях в Великобритании, если все пойдет по плану. На апрель 2023-го у композитора запланированы еще две мировых премьеры – Концерт для фортепиано, ударных и симфонического оркестра в Московской филармонии и балет «Непристойные элегии» для Урал Оперы с хореографией Вячеслава Самодурова.

«Тысяча зим» написана для фортепиано и ансамбля, состоящего из струнного квартета, контрабаса и ударных. «Я фортепианный композитор, – говорит Алексей Сысоев, – и ключевые мои сочинения фортепианные. Сольные или ансамблевые, они часто масштабные и виртуозные, очень сложные технически. Все это обрело свою жизнь и историю благодаря моему давнему знакомству и непрекращающемуся творческому сотрудничеству с пианистом Юрием Фавориным, музыкантом неограниченных технических возможностей и интеллектуальной глубины».

 

Десять лет назад композитор написал для Фаворина «Селену» – сольную вещь длительностью около 2,5 часа, теперь – 45-минутный опус для пианиста с инструментальным ансамблем. Вот что говорит Сысоев о новой пьесе: «Велико желание назвать “Тысячу зим” фортепианным ансамблевым концертом, но все же это скорее большая фортепианная сольная пьеса, правда, симфонического размаха, разросшаяся до состава октета. Этим ее история появления на свет напоминает первый фортепианный концерт Брамса, не успевший побывать ни сонатой для двух фортепиано, ни фортепианным квинтетом. Так и “Тысячи зим” рождалась из фортепианной партии, постепенно окутываясь дополнительными обертонами ударных и струнного квинтета. В этой пьесе нет фортепианных каденций, нет противопоставлений на soli и tutti, а есть только гигантский жернов, перемалывающий музыкальные события в один общий музыкальный поток».

Мировую премьеру «Тысячи зим» на концерте предваряла видеоработа In the Middle of Your Absence (2019–2021). Кинорежиссура для Сысоева – продолжение композиторской практики, в отказе от нарратива автор выстраивает ритм и музыку изображения. Петербургский сплин, тонкое сопряжение визуального и слышимого в In the Middle of Your Absence обострило восприятие слушателей – каждое дыхание, каждый шорох стал теперь музыкален.

Ткань «Тысячи зим» хрупкая и пластичная. Акустическое расположение музыкантов специфично: пианист заслонен звуковой вуалью инструментального ансамбля (струнный квартет – в середине, позади него исполнитель на контрабасе, ударные расположены по краям сцены). Музыканты – единый организм, созидающий спектр разных тембровых звучностей, от кристальных и неземных пассажей у солирующего фортепиано до полнозвучного, как будто доведенного до исступления саспенса. Управлял звуковым процессом дирижер Федор Леднёв – эксперт в исполнении современной академической музыки.

«Тысяче зим» предшествует эпиграф из «Истории» Геродота, поэтически описывающий снег: «В области, лежащей еще дальше к северу от земли скифов, как передают, нельзя ничего видеть, и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению».

Метафора зимы и холода в сегодняшних реалиях – больше чем метафора. Личное и всеобщее, внутреннее и внешнее – «Тысяча зим» Сысоева обнажает и уязвляет эти оппозиции. Постлюдией после масштабной кульминации всего ансамбля звучат одинокие аккорды у пианиста – кажется, уже ничего не будет, или снежная буря еще впереди?