Представь, что ты кусаешь бутылку События

Представь, что ты кусаешь бутылку

Пятый юбилейный фестиваль Ильдара Абдразакова, прокатившись от Москвы до Владивостока, через города Сибири и Красноярского края, завершил свою основную программу

Как известно, его формат стоит на двух «китах» – звездных оперных гала и мастер-классах: и те, и другие проходили на сей раз с каким-то немыслимым драйвом и юмором, будто и не об опере  вовсе идет речь, а каком-то Comedy Club – правда, с куда более изящными шутками.

Начнем с концертов. Что только ни вытворял  с публикой Ильдар Абдразаков! Вот в Ханты-Мансийске он от имени Лепорелло, исполняя арию из оперы Моцарта «Дон Жуан», выдал, как и положено, «донжуанский список» своего патрона: «Их в Италии было шестьсот сорок, а в Германии двести тридцать, сотня француженок, девяносто турчанок, ну, а испанок так тысячи три!» Ну, казалось бы, ария и ария. Но не таков наш Ильдар, чтобы не превратить этот номер в целую  сценку, обыграв ее по максимуму. Он вышел с буклетом своего фестиваля в руках и в нужный момент начал тыкать в цифры, напечатанные крупным шрифтом (и значительно превышающие даже безграничные возможности Дон Жуана): 41000 (на самом деле это километры, которые артист исколесил со своей командой по России за пять лет), 30000 (количество зрителей за эти годы). Публика умирает со смеху, а  особенно развеселилась немолодая дородная дама в первом ряду. Увидев такую реакцию, Ильдар решил презентовать ей буклет. После антракта последовало алаверды: дама, в свою очередь, подарила любимому артисту цветы. Ильдар продолжил понравившуюся публике «дуэль», и в конце вечера преподнес своей поклоннице огромный букет, галантно встав на колено и поцеловав ей руку… Я вот сидела и думала: интересно, а какой эта дама придет домой? Может быть, ей впервые за долгие годы уделили столько внимания (похоже на то)? А если даже и не так, все равно в этот вечер она точно была счастлива. И еще я думала: каким же щедрым нужно быть человеком, чтобы так тратить себя на совершенно незнакомых людей!

Вообще, все, что делает этот артист, я бы определила слоганом «Ильдар Абдразаков и друзья». Друзьями мгновенно становятся все, с кем он соприкасается: партнеры по сцене, артисты, которых он приглашает выступить в своих концертах, члены его команды, журналисты, участники мастер-классов и, конечно, зрители. Море обаяния, талант, внимание к людям, уважение и благодарность старшим – учителям, родителям – все это располагает к нему.  На сцене подкупает еще и полная свобода; он хорош, кажется, во всех амплуа: как комик, трагик, шоумен.  Гала в Сургуте и Ханты-Мансийске – это  роскошная портретная галерея из его портфолио: Фигаро («Свадьба Фигаро» Моцарта), Базилио, Мустафа («Итальянка в Алжире» Россини), Эскамильо, Мефистофель… Кстати, «арию Мефистофеля со свистом» из одноименной оперы Бойто Ильдар превратил в еще один чуть ли не цирковой номер: сначала посвистел сам с помощью пальцев, потом достал небольшой свисток и свистнул в него, дальше певцу подыграл дирижер Константин Чудовский, который достал из кармана внушительного вида свистульку. Теперь уже «свистели все», к артистам примкнули радостные зрители: когда еще разрешат похулиганить в филармонии! Вот, кажется, кульминация шоу, но нет! За арией со свистом последовала пастораль из «Пиковой дамы» «Искренность пастушки», где еще один участник концерта, блистательный мариинец Владислав Сулимский, вообще-то, выступивший в этом гала с более чем серьезным репертуаром (Риголетто, Риккардо – «Пуритане» Беллини, Валентин – «Фауст») внезапно преобразился в шалунишку Златогора (которого они пели дуэтом с Ильдаром Абдразаковым). Ну, а когда две молодые участницы концерта сопрано Анастасия Сагайдак и меццо Юлия Шаварина затянули «Мой миленький дружок», Владислав с Ильдаром радостно «проскакали» вдоль задника сцены, как будто резвились в детском саду. Развлекли публику и молодые певицы: помимо основной программы (Сюзанна, Дездемона, Лиу – это роли Анастасии; Изабелла, Далила, Кармен – партии Юлии), они томно помяукали в  «Дуэте кошек» Россини, а мужчины завершили гала «Очами черными» к полному восторгу публики и в Сургутской филармонии, и в ханты-мансийском зале «Югра-Классик».

Казалось бы, гала-концерты – кульминация фестивальной программы, ее главная изюминка. Но в данном случае не менее крутыми показались и мастер-классы, которые друзья-певцы Ильдар и Владислав проводили на пару, как некий баттл. Очевидно, это сложилось спонтанно, но стало их изумительным «ноу-хау». Обычно сдержанный интроверт, Владислав оказался невероятно остроумным коучем. Все его советы были похожи на афоризмы. Молодые певцы! Слушайте и запоминайте: «Держи ощущение зевка»; «И помни: рот должен быть открыт»; «Пой противным тенором»; «Представь, что ты кусаешь бутылку»; «Нам неважно, что у тебя внутри – нам важно, что у тебя снаружи!»; «Пой в клюв и не путай клюв с носом»; «Дыши, как на стекло дышишь, чтобы потело; чтобы мы видели, что ты жив!; «Ты поешь щеками, тебе не хватает костей»; «Ты в ханты-мансийском лесу был? Кричи, чтобы тебя услышали»… Ну и так далее. Мы все умирали со смеху, еле успевая записывать. Самое интересное, что эти почти анекдотические фразы на самом деле наполнены глубоким смыслом. Мэтры добивались, чтобы певцы правильно дышали, потому что, как мудро говорит Ильдар, «пение – это дыхание», и петь надо на выдохе. Еще они заботились, чтобы их подопечные не забывали о так называемой «маске» (или «клюве», по выражению Владислава), где и должен формироваться звук. Ильдар тем временем все время что-то совершал над начинающими артистами: то делал им массаж, то клал на пол, то сажал в кресло, то прогуливался с ними под ручку по сцене. Пытался расслабить зажатых и волнующихся молодых, раскрепостить их и научить петь не только в позе памятника. Признаюсь честно, я обзавидовалась счастливчикам, которых отобрали для участия в мастер-классах: у них  такие коучи! Хотелось ринуться на сцену и попросить: и меня научите, пожалуйста! Казалось, стоит последовать их советам, как сразу запоешь!

«В свое время, вот уже более 20 лет назад, меня поддержали огромные величины. Сегодня пришел наш черед заботиться о будущем оперного искусства и талантливой молодежи в России», – написал Ильдар в буклете. Не сомневаюсь, что его фестиваль будет развиваться  и однажды, вполне возможно, превратится в крупнейший федеральный музыкальный проект, охватывающий, в том числе, и самые отдаленные регионы страны. Во всяком случае, на следующий год уже планируется тур с охватом городов Дальнего Востока, Крайнего Севера и не только.

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»