По традиции в одну из осенних недель Новосибирский музыкальный театр «штормит» от разнообразия театральных спектаклей. География постановок широка. Помимо гостей из двух столиц нынешней осенью к новосибирцам приехали коллективы с Алтая, из Узбекистана, Иркутска, Тюмени и Перми. В этом году фестиваль «Другие берега» приурочен к 85-летию Новосибирской области, поэтому все показы воспринимались в качестве своеобразных поздравлений именинникам. А для директора и художественного руководителя театра Леонида Кипниса фестиваль – это возможность представить новые проекты современных композиторов и в целом «современную композиторскую школу, работающую в области музыкального театра». Организацию столь масштабного культурного события можно назвать образцовой. Каждый день фестиваля стал праздником для всех – и для артистов, и для музыкальных критиков, и для отзывчивых зрителей.
Большое театральное плавание стартовало от берегов ближайшего соседа Новосибирска – Алтайского края. Регионы объединяет не только течение Оби, но и совместное творчество авторов спектакля «Доходное место» – новосибирского композитора Андрея Кротова и его супруги Нонны, драматурга. Эта симпатичная супружеская чета уже полюбилась местной публике, ведь для родной сцены они создали разнообразный и качественный репертуар: «А зори здесь тихие», «Вий», «Римские каникулы» (последний получил «Золотую Маску» в 2019 году)…
А тем временем в родной гавани публику ожидал показ недавней новосибирской премьеры – мюзикла «Великий Гэтсби». В памяти еще жив одноименный фильм с красавчиком Леонардо Ди Каприо в главной роли, и потому на сцене ожидался ар-деко: дорогие смокинги, брызги шампанского, шифон и кружева, перья и завывающий джаз. Но режиссер-постановщик Наталья Индейкина решила сотворить своего «Гэтсби» – стильного, лаконичного, при этом не без эпатажа. С первых звуков увертюры слышно плотную и густую фактуру, не характерную для легкого жанра. Оркестр под руководством Александра Новикова и вокалисты еще не нашли необходимого баланса: певцы порой «утопали» в роскошествах инструментальной музыки. В целом же Владимир Баскин создал свежие и самобытные композиции с легким джазовым оттенком. Отмечу достойную работу хормейстеров Татьяны Горбенко и Александра Соболева; им удалось собрать хоровую массу воедино, несмотря на непривычно сложные партии и изощренную хореографию Татьяны Безменовой. Костюмы Елены Вершининой были умопомрачительны: ярко-красные шары выплясывали на сцене со светящимися бокалами мартини и шампанского! Притом что на сцене выступал второй состав, спектакль получился ярким, блестящим, качественным и даже волшебным. Неожиданный вышел «Гэтсби», поди такого сыщи!
Так уж устроена транспортная система нашей страны, что все пути – и воздушные, и сухопутные, и, вероятно, даже водные – ведут в Москву. Столичные экспериментальные антрепризы еще не успели покорить «сердце» России, как уже отправились с гастролями в Сибирь, добавив драйва в афишу фестиваля. «Графиня де Ла Фер» впечатляет звездностью состава: Ростислав Колпаков, Вера Свешникова, Анастасия Стоцкая, Александр Казьмин, Евгений Вальц – первые лица московских театров! Для этого-то коллектива Александр Рагулин – автор либретто, музыки и режиссер в одном лице – и аранжировал вечно интригующую историю femme fatale Анны де Бейль и графа де Ла Фер. Задумка интересная и, пожалуй, беспроигрышная. Нехитрая драматургия сдобрена тривиальными мелодиями, положенными на стандартные аккорды. «Рок» в рамках данной концепции – это громкое и гипертрофированное пение, то и дело переходящее на крик, в сопровождении преимущественно электрогитары с ударными; номера поспокойнее выдержаны в духе городской эстрады. Минимальный бюджет компенсировала разносторонность дарований Александра Рагулина: помимо всего прочего, он исполнил роль палача, в антракте же за сценой мастерил реквизит!.. Отдадим должное и звездному составу. Никто не схалтурил, спектакль был сыгран на совесть: москвичи веселили и веселились, плакали, проживали каждое мгновение. Новосибирская публика приняла их исполнение на ура, был аншлаг, артистов долго не отпускали.
Что же касается «Преступления и наказания», еще одного спектакля-вариации на классический сюжет, то смотрелся он как перформанс, а воспринимался иногда как пародия на знаменитый роман. Родион и Авдотья Раскольниковы, семья Мармеладовых и еще несколько героев затеяли рэп-баттл. Не музыка, так слово. Отмечу авторский текст Льва «Re-pac» Киселева – тонкое мастерство акцентировки в передаче огромного объема текста. Не в последнюю очередь благодаря саунд-дизайну Якова Фиша «Рэп-Театру» удалось раскачать новосибирскую интеллигенцию (явно не целевую аудиторию постановки). Режиссер Захар Насакин вместе с художником-постановщиком Сергеем Ефимовым и художником по костюмам Викторией Макаркиной воссоздали атмосферу XIX века, но с узнаваемыми приметами нашего времени – яркие лампы, резкие хип-хоп движения, часто меняющееся освещение.
В продолжение путешествия наш корабль Синдбада унесло к берегам реки Анхор, текущей через весь Ташкент. Гости из солнечного Узбекистана рассказали историю знаменитого советского певца, основателя узбекской эстрады Батыра Закирова в очаровательном «Интервью с легендой». Этот показ стал первым шагом в рамках меморандума о сотрудничестве, подписанного весной. Новосибирский музыкальный и Театр музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана – теперь друзья, которых ждут многие гастроли и совместные проекты. Спектакль целиком состоит из хитов Закирова, сохранившихся в памяти международной: публика была активна и интерактивно подпевала. Восточные танцы исполняли красавицы с тонкими талиями, в общем, было на что посмотреть. При этом зрелищу полагалось еще больше роскоши: в Узбекистане балетная труппа состоит минимум из двадцати человек, в Новосибирск приехали лишь семеро.
Долгожданным показом стала «Антигона» Пермского академического театра, расположенного на берегу Камы. Спектакль собрал урожай «Золотых Масок» и не нуждается в особых представлениях – первое место в категории «Оперетта/мюзикл», лучшая режиссерская (Роман Феодори) и лучшая композиторская (Ольга Шайдуллина) работы. Трагедия Софокла не просто переиначена на современный лад – она бьется в унисон с нашим бурным временем, заставляя буквально задыхаться от напряжения! Прекрасную работу проделала Евгения Прозорова. Вокальную подготовку драматических актеров она подняла до настоящего профессионального уровня. Сложная и трудоемкая постановка, опера-протест с тонкой режиссерской работой. Большим счастьем было увидеть «Антигону» именно сейчас.
Подождем перемену погоды, но не будем зависеть от нее. Штиль, штормовое предупреждение или даже буря – если сердце живет театром, стоит отправиться в путешествие к «Дальним берегам», вы не пожалеете!