Британский лейбл Another Timbre выпустил 70-минутный диск Keyboard Studies, представляющий публике архивные записи пьес американского композитора Терри Райли, записанные британским пианистом Джоном Тилбери в одной из студий Гамбурга в конце 1970-х или начале 1980-х годов. Точные обстоятельства, к сожалению, забыты.
Публикация архивной записи – необычное событие современной цифровой реальности, в которой принято мгновенно делиться информацией со всем миром. Иногда такие публикации на наших глазах вершат судьбы музыкантов, как было в случае с выпуском архивной записи Femenine Джулиуса Истмана в 2016 году, заставившей отовсюду звучать музыку композитора, которого считали забытым навсегда. Однако, в отличие от Истмана, пионер минимализма Райли все-таки известен широкой публике, хотя и не так хорошо, как Филип Гласс или Стив Райх.
Его композиция In C (1964) сильно повлияла на становление жанра как такового. Данный релиз состоит из трех сочинений, тоже написанных в первой половине 1960-х: Keyboard Study no. 1, Keyboard Study no. 2 и Dorian Reeds.
Keyboard Studies – классика минимализма. Музыка развертывается посредством повторения одной мелодической ячейки и перехода к следующей в соответствии с личными ощущениями и готовностью исполнителя. Первый Keyboard Study состоит из «приторных» и «воздушных» созвучий фортепиано, время от времени переходящих к более холодным и диссонантным переборам. Во втором Keyboard Study музыка более напряженна и гипнотична. Она задействует бóльший инструментарий: фортепиано, электроорган, клавесин и челесту. Разные аудиодорожки накладываются друг на друга, создавая полифонию тембров и ритмических биений. Dorian Reeds использует ту же самую технику мелодических ячеек, а использование электрооргана придает музыке sci-fi звучание, опередившее «космическую» музыку Жан-Мишеля Жарра более чем на десять лет. Все пьесы задействуют классический композиционный набор композитора-минималиста: пульсирующие ноты, ритмические сбивки, наложение мелодических паттернов друг на друга и, конечно же, phasing (эффект сдвига фазы).
Важно отметить и игру Джона Тилбери – легендарного британского пианиста, дружившего с самим Райли с конца 1960-х, – которая на этом диске, безусловно, виртуозна. Интерпретационные решения пианиста, в частности касательно развертывания музыкального материала во времени, во многом безупречны. Они выстраивают особый звуковой нарратив, позволяющий слушателю почувствовать давление временной составляющей, которая так важна для многих минималистов. Удивительно, что весь материал был записан в один день, учитывая колоссальное количество дорожек, используемых во второй Keyboard Studies. Примечательно, что Тилбери пару раз исполнял Keyboard Studies на своих концертах и даже записал их для BBC в 1971 году.
На первый взгляд, сравнение данного релиза с другими затруднено: музыка Райли максимально располагает к вариативности исполнений и выработке собственной художественной интерпретации. Стоит отметить, что игра Тилбери совершенно противоположна монотонному и роботизированному исполнению Keyboard Study no. 1 Грегора Швелленбаха, вышедшему в 2016 году на немецком лейбле Film. Исполнение Штефана Шлейермахера 2003 года на лейбле MDG Scene тоже очень ритмично, а иногда даже комично, учитывая странный выбор тембра синтезатора. В любом случае, знакомство с творчеством Райли можно смело начинать с данного релиза от Another Timbre.