Ансамбль Musica Tempora под руководством клавесинистки Дарьи Борковской представит в Камерном зале Московской филармонии программу «Игра света и тени». Она посвящена музыке французских композиторов XVII—XVIII веков, а главными «героями» концерта станут виола да гамба и известный российский гамбист Руст Позюмский.
Идея сопоставления света и тени пронизывает все искусство барокко, наполняя таинственным содержанием шедевры живописи, архитектуры, литературы и музыки. В музыкальном искусстве Франции XVII–XVIII веков появляется понятие clair obscur («светотень»), заимствованное из художественной практики. Его главная черта – контраст, противопоставление двух начал, немыслимых друг без друга.
Этот контраст воплощают два самых ярких музыканта того времени – два композитора и исполнителя на виолах, служившие при королевском дворе: Марен Маре и Антуан Форкре. Первый получил прозвище «ангел виолы да гамба»; второй отличался неистовым темпераментом и, по словам современников, играл «словно сам сатана».
Игру Марена Маре (1656–1728) отличали особая грациозность и безупречное мастерство. Лучшие его сочинения были изданы в Париже; танцевальные сюиты и пьесы-портреты для одной и двух виол, камерные трио являлись неотъемлемой частью концертов при королевском дворе. Антуан Форкре (ок. 1671–1745) с 5 лет участвовал в придворных концертах, поражая слушателей виртуозностью, эмоциональностью и блестящими импровизациями. В 20 лет Форкре стал придворным музыкантом и учителем музыки будущих регентов. Часть сочинений Антуана Форкре сохранилась только благодаря усилиям его сына Жана-Батиста, чья музыка тоже вошла в программу концерта.
Кроме того, прозвучат пьесы Робера де Визе (1658–1733) – гитариста, лютниста и композитора, члена «Королевского музыкального общества», обучавшего игре на барочной гитаре самого Людовика XIV. Де Визе посвятил сиятельному французскому монарху «Сборник пьес для гитары», пронизанный духом величия и пышности, который так почитали в Версале.