Сегодня иностранные гастролеры становятся в России экзотикой, и даже «наши» не всегда имеют возможность приехать: плотные графики, сложности с логистикой. Теперь почти на любое громкое имя с международной карьерой, появляющееся в анонсах, меломаны возлагают большие надежды.
Ольга Перетятько в отличие от многих коллег регулярно выступает в Москве и не только, публика ее любит. Летом она пела в Германии и на швейцарском фестивале в Вербье, в конце сентября давала сольный концерт в Неаполе, после Москвы она опять же с рециталом отправится в Цюрих, после чего у нее запланирована ноябрьская серия «Фауста» в Гамбурге.
Голос одной из самых знаменитых сопрано нового оперного поколения в последнее время… нет, не укрупняется, как некоторые считают, торопясь с выводами. Напротив, Ольга Перетятько верна лирическому репертуару и колоратурной технике. Ее голос сейчас насыщается иными важными свойствами: теплотой и выразительностью тембра, мягкостью, смысловой наполненностью.
Программа московского вечера, составленная весьма свободно, достоинства певицы смогла подчеркнуть не сразу, но во втором отделении певица, собрав воедино волю и опыт, исправила ситуацию. Замечательно в плане стиля и звуковедения прозвучала каватина Лейлы Me voilà seule dans la nuit из «Искателей жемчуга» Бизе, став кульминацией концерта, на фоне которой вовсе не померкли и актерски отточенные «эпизоды» Норины из оперы Доницетти «Дон Паскуале».
Разделил сцену с Ольгой Перетятько, взяв на себя немалую часть «работы», супруг певицы – бас Григорий Шкарупа. Его исполнительский уровень с главной звездой вечера сравнивать трудно: он, конечно, представитель совсем другого калибра. Несоответствие между ними заметно, прежде всего, в области интерпретаторского мастерства, поскольку сам по себе голос у певца большой, полетный и технически выстроенный. По этой причине опустим комментарий к дуэту, но невозможно не вспомнить репертуарный курьез с исполнением арии Кончака из «Князя Игоря» Бородина: лишнее напоминание молодым вокалистам, что хорошо бы учиться чувствовать собственное репертуарное амплуа. Вместе с тем сложнейшие речитатив и ария Прочиды из «Сицилийской вечерни» Верди и ария Ральфа из «Пертской красавицы» Бизе получились по «цене» того уровня, которому певец сейчас соответствует.
Возможно, успех концерта сложился бы красивее и масштабнее, если бы солистов по-музыкантски поддерживал Российский национальный молодежный симфонический оркестр. Весь концерт приходилось переживать из-за расхождений музыкантов с певцами, проблем с темпами и балансом, не говоря уже о длиннейших оркестровых произведениях, которые дирижер Михаил Татарников не посчитал нужным снабдить интересными драматургическими акцентами. Оперные сюжеты с поисками жемчуга буквально воплощались наяву: Ольга Перетятько, казалось, задействовала всевозможные элементы языка тела, чтобы найти с оркестрантами прямой контакт, вынужденно минуя «посредничество» дирижера.
Не будем рассуждать о причинах столь спорного музыкального уровня оркестра, продемонстрированного в этот вечер. Нам остается только надеяться, что и без того редкие выступления международных звезд до критического минимума не сократятся, а местные музыканты впредь все же смогут обеспечить им достойную профессиональную поддержку.