Юрий Фаворин известен не только потрясающей техникой, но и чуткостью к фортепианным стилям разных эпох от Баха до современных композиторов (Юрий и сам пишет музыку), но и оригинальностью в выборе концертных программ. В большинстве случаев то, что можно услышать на его сольных концертах, нельзя услышать больше нигде в России. Например, этим летом на фестивале «Безумные дни» в Екатеринбурге пианист исполнил Malédiction («Проклятие») для фортепиано и струнного оркестра Ференца Листа с Уральским филармоническим оркестром под управлением Дмитрия Лисса.
В новой программе:
Шарль-Валантен Алькан (1813–1888). Симфония для фортепиано соло, Nos. 4–7 из цикла «Двенадцать этюдов во всех минорных тональностях» (Douze études dans tous les tons mineurs), ор.39 (1857);
Рихард Штраус (1864–1949). Цикл пьес для фортепиано «Картины-настроения» (Stimmungsbilder), ор.9 (1884);
Морис Равель (1875–1937). Цикл пьес для фортепиано «Отражения» (Miroirs), М.43 (1904/1905).
Программа открывается Симфонией для фортепиано соло Шарля-Валантена Алькана. Прославленный пианист-виртуоз, коллега и друг Листа и Шопена, завсегдатай парижских музыкальных салонов был одновременно плодовитым композитором, который писал только для фортепиано в расчете на собственные технические возможности. Симфония для фортепиано, созданная в период затворничества, в полной мере отражает своеобразный стиль композитора, в котором классицистская основа помножена на бурный темперамент, за который Алькана часто сравнивали с Берлиозом. После кончины Шарль-Валентен Алькан был совершенно забыт, а многие его сочинения утеряны. В 2017 году на австрийском звукозаписывающем лейбле Musо вышел сольный диск Юрия Фаворина, на котором, помимо Симфонии для фортепиано соло, записаны ещё два произведения Алькана – «По рекам Вавилонским» и Соната для фортепиано «Четыре возраста жизни».
«Картины–настроения»– неожиданное произведение для его позднего творчества Рихарда Штрауса. В юношеском фортепианном цикле композитора, словно бы предназначенном для домашнего музицирования, слышатся элементы стиля Мендельсона, Шуберта и Шумана, нежели «того самого» Рихарда Штрауса, однако некоторые фрагменты содержат удивительно тонкие колористические находки.
«Отражения» Мориса Равеля появились на свет почти одновременно с «Эстампами» и «Образами» Дебюсси – яркими образцами фортепианного импрессионизма. Однако равелевская склонность к использованию испанских национальных мотивов, особая виртуозность представляют его персональный взгляд на это направление и его индивидуальный музыкальный язык.
Концерты Юрия Фаворина состоятся 17 октября в петербургском Доме Радио (начало в 20:00) и 23 октября в московской Галерее НИКО (начало в 19:00).
Фото: Ира Полярная