Ансамбль современной хоровой музыки Altro coro – один из мощнейших брендов Российской академии музыки имени Гнесиных. В 2010 году студентов кафедры хорового дирижирования, чей энтузиазм и интерес был связан с творчеством композиторов XX–XXI веков, объединил нынешний ректор вуза, авторитетный ученый и талантливый музыкант Александр Рыжинский.
Основным репертуаром ансамбля изначально стали произведения таких композиторов, как Шёнберг, Берио, Ноно, Штокхаузен, Пярт: и уже один только этот «набор» позволяет сделать вывод о высоком уровне технического мастерства вокалистов. Не меньше чем европейское новое слово в искусстве Altro coro интересует творчество Свиридова, Щедрина, Шнитке, Губайдулиной, Кикты и других отечественных авторов из недавнего прошлого и современных.
В контексте того, что мы знаем об Altro coro, новая программа, составленная из русской духовной музыки a cappella, сочинений Рахманинова, Чеснокова, Кастальского, Калинникова и Голованова, сначала могла показаться нехарактерной для ансамбля. Но это не совсем так: здесь вопрос в том, что даже Рахманинов не всегда в нашем сознании с первых же секунд ассоциируется с преимущественно авангардным двадцатым веком, остальных композиторов некоторые тоже искусственно записывают в девятнадцатое столетие – но до первых услышанных нот их сочинений.
Altro coro для исполнения духовного пласта русской музыки не пришлось выходить из «зоны комфорта». Коллектив воплотил эту стилистику самым естественным образом: не секрет, что многие музыканты в студенческие годы поют на клиросе в храмах, но и без этого все мы так или иначе знакомы с православной традицией, это чувствуется и убеждает.
Удачно подобранная программа концерта сама собой решила сразу несколько художественных задач. К примеру, музыканты поставили наряду с популярными фрагментами из «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова хоры Николая Голованова – человека и музыканта непростого, его значение и как дирижера не с первого раза можно по достоинству оценить, столь оно концептуально содержательно, но и его собственные композиторские опыты до сих пор скрыты от широкой публики. Вместе с тем даже в духовных хорах, например, в хоре на текст главной христианской молитвы «Отче наш», мы слышим и свежие аккордовые сочетания, нетривиальные ритмические решения.
Талантливый и умный диалог с традицией – такая характеристика справедлива для духовной музыки Рахманинова и его современников, чьи произведения вошли в программу вечера, составленную на основе логики выгодных и продуманных сопоставлений. Александр Рыжинский дирижировал этой музыкой энергично и волевыми жестами, чем также продемонстрировал абсолютное попадание в стиль. «Спетость» коллектива, отличное сочетание голосов, точное интонирование: все эти профессиональные критерии помогли показать красоту и глубину каждого отдельного хора, подчеркнуть развитие драматургии, в большинстве случаев основанной на интересных динамических и фактурных контрастах. Кстати, камерность состава и само пространство Малого зала «Зарядья» скорее играли в плюс: не все можно вербализировать, но в том числе и это решение работы с жанром как отличало, так и ставило в один ряд Altro coro со знаменитыми коллегами в этой области – Капеллой Юрлова, Госхором имени Свешникова, Камерным хором Московской консерватории.
Самое важное, что техническое совершенство сочеталось с музыкальностью: исполняя духовную музыку, невозможно спрятаться за имитацию характера и условную выразительность, этот стиль особенно нужно не только теоретически знать, но и чувствовать. Именно благодаря идеальному сочетанию все сошлось. Осталось лишь сказать, что сегодня, когда мы переживаем не самые простые времена, встреча с этой музыкой (проект был поддержан Президентским фондом культурных инициатив) для публики оказалась нужной и важной как никогда.