21 октября в Пермской опере состоится мировая премьера трех балетов в постановке Антона Пимонова, Максима Севагина и Вячеслава Самодурова. Спектакли будут поставлены на музыку Антонио Вивальди, Антона Светличного и Владимира Раннева. Незадолго до премьеры Анна Гордеева (АГ) поговорила с Владимиром Ранневым (ВР) о его сочинении.
АГ «Музыка создана по заказу Пермского театра оперы и балета». Что это значит? Как происходил этот заказ?
ВР Мне написал Слава Самодуров, сказал, что предстоит вот такой проект с тремя небольшими балетами. Он где-то нашел в интернете одну мою вещь и хотел, чтобы я сделал из нее балет… Мы встретились, поговорили. У меня, конечно, были какие-то свои идеи, а у Славы свои, но в целом я так и поступил – создал на эту тему оркестровые вариации.
АГ Сколько работ Самодурова вы видели до этого?
ВР Я не балетоман, я никогда ранее не писал для балета, поэтому это было неожиданное приглашение. Но Самодурова я знал, потому что видел его работы, номинированные на «Золотую Маску», когда был членом жюри, – сначала Amore buffo, затем «Ромео и Джульетту», потом «Приказ короля». У него еще был небольшой балет «Минорные сонаты» на музыку Скарлатти в Михайловском театре – я тогда не был в жюри, но Павел Гершензон мне его показывал, рассказывал. Это было двенадцать лет назад, я тогда вообще еще не знал, кто такой Самодуров, но спектакль запомнил.
АГ Хореограф выставлял вам какие-нибудь рамки – вот здесь должно быть соло для балерины, здесь ансамбль?
ВР Я писал абсолютно свободно, он никаких мне особых задач не ставил, из-за чего я чувствовал себя разоруженным. Не было каких-то ориентиров. Изначально мелодия, которая понравилась Самодурову, была написана как финальный номер церемонии открытия чемпионата мира по программированию в октябре 2021 года в Москве. Она называется Hello, world! Это мем программистов. Когда они создают новые языки программирования, они первыми пишут эти два слова. Это такое заявление языка программирования: «Я родился!» И эти слова стали словами финальной песни, которая объединяет мир, ее можно найти в сети. Это было «Зарядье», пышно и дорого, со всего мира приехали программисты. Hello, world! – символ открытости миру. А сейчас у нас ситуация совсем другая, поэтому никаких особых концепций не было, и название балета – Ultima Thule – было мне предложено две недели назад. Я немного сопротивлялся, но мы нашли компромисс: «Балет на музыку Владимира Раннева “20 вариаций”». Потому что в моей музыке нет никакой идеи, никакой концепции. Если бы я думал о концепции, она, конечно, была бы тесно связана с тем, что сейчас происходит в стране и в мире. Но так как вся эта затея начиналась еще в другие времена, так как я работал с темой исключительно как композитор, который занимается музыкой и только, при этом пытается подстроиться к балету, к танцу, к дансантности, которая постоянно упоминается в речах заказчиков (в широком смысле – и Дмитрия Ренанского, и моего бывшего студента Богдана Королька, который стал ассистентом Самодурова, и самого Славы), то я немножко как бы отодвинулся от происходящего вокруг. Это меня отчасти тревожит, и я не знаю, как относиться к этой работе, можно ли сейчас заниматься чистым искусством. Поэтому это просто двадцать вариаций на тему, которая была предложена Славой Самодуровым. Он не говорил, что здесь должно быть соло, а здесь дуэт. Но мы сделали midi-версию, чтобы репетировать, и первый отзыв, который прислал Слава, был: «Шикарно!» Что стало для меня неожиданностью, потому что midi-версии всегда звучат ужасно, композитору хочется провалиться сквозь землю, ведь то, что он написал, как будто играется на пищалках.
АГ Ходите ли вы на репетиции?
ВР Я был на оркестровой и на балетной, которая шла под запись. Все очень складно, выразительно. Понятно, что это репетиция, там все еще останавливается, там нет света, но я уже вижу, что все очень убедительно.
АГ В афише три балета, и рядом будут стоять имена Вивальди, Антона Светличного, Владимира Раннева. Вам такая компания кажется гармоничной?
ВР Думаю, что она будет негармоничной, и в этом, наверное, замысел. Что мы разные.