В начале 2000-х норвежский дуэт Röyksopp символизировал сразу две яркие тенденции. Первой из них было «скандинавское вторжение» – выходцы из северной Европы в диапазоне от Cardigans и Sigur Rós до Kings of Convenience и Annie один за другим штурмовали мировые хит-парады, нарушая англо-американскую монополию. Второй стало победное шествие в мейнстрим электронщиков. Музыка Свейна Берге и Торбьёрна Брундтланда находилась ровно на пересечении этих двух дорог. С одной стороны – теплый ретро-футуристический звук аналоговых синтезаторов, с другой – фирменная скандинавская сдержанность и ощущение уюта.
С первым же альбомом Melody A.M. Röyksopp, что называется, сорвали банк: миллионный тираж, премия MTV EMA, номинация на Brit Awards, контракт с Apple и даже приглашение в саундтрек ко второй «Матрице», от которого, впрочем, музыканты отказались. С годами их музыка становилась все более жесткой и ритмичной, однако в лучшие моменты норвежцы продолжали выдавать идеальный электронный поп-кроссовер, поручая вокальные партии то Эрленду Ойе из Kings of Convenience, то Карин Дрейер из The Knife, то Люкке Ли. В 2014 году, после выхода пятого по счету лонг-плея, Röyksopp неожиданно объявляют о том, что с альбомным форматом завязывают – мол, на дворе середина 2010-х и в наш век клипового сознания музыку альбомами уже никто не слушает. С тех пор дуэт время от времени «постреливал» синглами, но говорили и писали о них все реже. В итоге, выдержав восьмилетний пост, группа разродилась не просто альбомом, а сразу трилогией. Первая часть Profound Mysteries увидела свет в апреле, третья запланирована на ноябрь.
Первое, на что обращаешь внимание, слушая вторую часть «Глубоких тайн», – внезапное возвращение Свена и Торбьёрна к мягкому даунтемпо-звучанию начала нулевых. В открывающем альбом инструментале Denimclad Baboons слышны отголоски их первого хита Eple, да и идущая следом Let’s Get It Right отсылает куда-то к Melody A.M. На Unity, поп-номере с вокалом Карен Хардинг (британки, успевшей спеть аж у Джорджо Мородера), ретро-вектор еще более заметен. Неторопливые брейкбитовые ритмы плюс фортепианные аккорды из раннего хауса – это уже похоже на попытку записать «лучший поп-хит 1990 года»; как тут не вспомнить группу Shine 2009 (к слову, тоже скандинавскую)?
И хотя Röyksopp иногда выруливают в электропоп, знакомый нам скорее по дилогии Junior – Senior, но все же главное свойство Profound Mysteries II – это мягкое и задумчивое звучание. Пусть здесь и нет стадионных хитов, каким в первой части был Impossible с вокалом Элисон Голдфрэпп, но хорошего материала у группы накопилось немало. Здесь норвежцы обходятся почти без помощи приглашенных звезд, если не считать таковой резидентку лейбла 4AD Ханну Роджерс aka Pixx. Вокал по большей части отдан проверенным соратникам вроде Сюзанны Суннфёр (эмоциональная Oh, Lover так и просится в радиоротацию), Астрид С или Джейми Иррепрессибла, который в пронзительном Sorry успешно косплеит не то ANOHNI, не то Сэма Смита. Если первую часть Profound Mysteries II можно было назвать альбомом-сангвиником, то вторая – скорее альбом-флегматик. Так что теперь главный вопрос, будет ли третья часть альбомом-холериком или, напротив, меланхоликом?