«Спасение утопающих – дело рук самих утопающих» – теперь и для музыкальной индустрии смысл крылатого афоризма стал вполне актуальным. Дефицит дирижеров в стране уже не скроешь: например, Александр Рудин недавно возглавил Российский национальный оркестр, став руководителем сразу четырех коллективов. Вадим Репин, преодолев полувековой рубеж жизни, решился на пополнение скудеющего дирижерского ряда.
Громкая «заявка» на амплуа дирижера реализовалась мудро. Вадим Репин дебютировал в рамках собственного IX Транссибирского Арт-Фестиваля, представив в Москве концерт, посвященный 85-летию своей родной Новосибирской области. Вопреки очевидным ожиданиям мы не увидели на сцене большой оркестр, дебютант не дирижировал крупными и концептуально насыщенными симфоническими полотнами. Он предпочел по-прежнему играть на своем «поле», пусть и обременившись дополнительной ответственностью.
Вадим Репин дирижировал как раз в одной из тех ипостасей, в которых предстает перед публикой вышеупомянутый Александр Рудин: кстати, эти два музыканта по подходу к музыке очень похожи. В Концерте для скрипки и фортепиано с оркестром Мендельсона Вадим Репин одновременно и солировал на скрипке, и управлял Филармоническим камерным оркестром Новосибирска, и взаимодействовал с пианистом – это одна из исторических и, как зачастую выясняется, довольно удачных форм музицирования. Что может быть лучше, если солист может и способен вести за собой оркестр по собственному замыслу?
Такой же подход мы оценили при исполнении пьесы для скрипки и струнного оркестра «Забытая скрипка» новосибирского композитора Юрия Ащепкова – в этот вечер в Концертном зале имени П.И.Чайковского состоялась мировая премьера. Сочинение, написанное по законам проверенной временем и любимой для публики романтической традиции, основано на мелодической изобретательности. В музыке удачно подчеркнуты «вокальные» достоинства звучания скрипки, изобразить которые Вадим Репин умеет превосходно.
Премьера от Юрия Ащепкова обеспечила мостик к той части концерта, для которой Вадим Репин пригласил солистку Большого театра Анну Аглатову. Конечно, такие арии, как O mio babbino caro из оперы Пуччини «Джанни Скикки» у певицы, что называется, «сделаны». Чувствуется, что она поет по отработанному годами плану, содержащему все нюансы интерпретации. Очевидный вклад Вадима Репина в прочтение этой музыки констатировать трудно, но аккомпанемент, пусть даже в данном случае «усеченного» оркестра, вполне соответствовал творческим задачам солистки: чувствовался хороший баланс, единство в воплощении аффектов.
Кроме прочего, исключительно в роли дирижера Вадим Репин выходил на сцену с Испанской рапсодией Листа для фортепиано с оркестром (транскрипция Михаила Петухова, солист – Герман Уколов). Как раз тогда выдался лучший момент для «отслеживания» дирижерской техники: Вадим Репин дирижировал с помощью палочки, акцент делал на стабильном показе «сетки», но и динамику с темпами регулировал с помощью жестов весьма раскрепощенно. Стилистические цели были достигнуты.
Музыканты-исполнители иногда берутся за дирижерскую палочку: это для некоторых оказывается опасным соблазном. Получается далеко не у всех. Кажется, у Вадима Репина есть оправданный потенциал – нужно продолжать дирижировать.