Филипп Чижевский и ансамбль Questa Musica продолжают барочный абонемент в Зале Чайковского: 1 ноября прозвучит одна из самых известных опер эпохи барокко – «Дидона и Эней» Генри Пёрселла. В главных партиях – солисты ведущих российских театров: Дарья Телятникова, Сергей Годин, Лилия Гайсина, Юлия Никанорова и другие.
Трагическая история карфагенской царицы Дидоны, покончившей с собой из-за разлуки с троянским героем Энеем, – один из самых популярных оперных сюжетов: чего стоит «Покинутая Дидона» – знаменитое либретто Пьетро Метастазио, на которое композиторы XVIII века написали почти шестьдесят (!) опер. Но среди десятков вариаций сюжета – от Алессандро Скарлатти до Гектора Берлиоза – особое место занимает опера Генри Пёрселла, написанная, по-видимому, для лондонской школы Джозайаса Приста. Временем ее создания считались 1688–1689 годы, но недавно выяснилось, что она могла появиться и раньше – в начале или в середине 1680-х. Психологическая достоверность характеров, простота и пластичность мелодики сделали оперу Пёрселла одним из главных оперных шедевров всех времен, а предсмертная ария Дидоны – “When I am laid in earth” – входит в репертуар большинства меццо-сопрано.
В репертуаре Филиппа Чижевского и ансамбля Questa Musica опера Пёрселла занимает важное место: музыканты неоднократно исполняли её в разных городах России, а в 2012 году в Перми под руководством Чижевского состоялась премьера оперы Майкла Наймана «Пролог к Дидоне и Энею Генри Пёрселла». Партитура «Дидоны и Энея» ставит перед музыкантами множество вопросов: например, стоит ли реконструировать утраченный пролог и как исполнять музыку танцев, которую во времена Пёрселла просто импровизировали на гитаре. «С нотным материалом, если речь идет о Пёрселле, всегда проблемы. Каждый исполняет эту музыку на свой лад, и прочтения, приближенного к тому, что написал Пёрселл, пожалуй, не существует. Мне хочется сделать “Дидону” максимально спокойно, стройно, придерживаясь скромной авторской оркестровки. Хотя перкуссия, может быть, где-то будет отсылать к паттернам популярной музыки XX века», — говорит маэстро.