«Дети Выдры» Владимира Мартынова, мировые премьеры абонемента «Другое пространство», новая постановка оперы «Замок герцога Синяя Борода» – об этих и других событиях ноября в обзоре музыкальных критиков.
Наталия Сурнина, музыковед |
«Дети Выдры»
Концертный зал имени П. И. Чайковского
5 ноября
«Выдра – это мать мира, наша общая мать», – говорил Владимир Мартынов в интервью 2012 года накануне московской премьеры своего опуса. Его этно-мифологический проект (2009), где нутряное соединяется с академическим, тувинское горловое пение с европейским минимализмом, а языческая истовость хоровых заклинаний с благочинностью православного пения, – по нынешним временам вещь благозвучная, эффектная, идеально встраивающаяся в модный тренд world music. И все-таки сумасшедшая. Смешение разных языков из сверхповестей Велимира Хлебникова «Дети Выдры» и «Зангези» (звездного, птичьего, человеческого, математического) и разных музык сегодня по-новому резонирует с реальностью и оказывает гипнотически-оздоровляющий эффект.
Параллельные звуковые сюжеты создавались в расчете на определенных исполнителей, каждый из которых стал соавтором действа; композитор признается, что полной партитуры не существует. Тем отраднее, что более десяти лет они остаются неизменными носителями этого тайного знания: на сцену, как и на премьере, выйдут «Академия старинной музыки» и Татьяна Гринденко, Академический хор «Млада» из Перми, ансамбль «Хуун-Хуур-Ту» из Тувы, а сам автор займет место за роялем.
Разбег и прыжки. Вечер Луи Андриссена
ДК Рассвет
16 ноября
На родине Луи Андриссена называют самым влиятельным музыкальным деятелем Нидерландов ХХ века, в России же ценят в узких кругах: для широкой аудитории имя композитора – недостаточно медийное, для апологетов новейшей музыки его язык недостаточно радикален. Когда в 2013 году Московский ансамбль современной музыки пригласил еще живого классика на авторский концерт в Москве, Зал Чайковского был заполнен лишь на треть. Сейчас многие бы пришли посмотреть на одного из мэтров ушедшего века и послушать его культовое сочинение De Staat («Государство»). Но в этом сезоне стоит пристальнее следить за малыми площадками – именно там сейчас высокая концентрация музыкальных событий. В их числе концерт МАСМ (ансамбля, который связывала с Андриссеном многолетняя творческая дружба) с монографической и притом полной контрастов программой музыки нидерландского классика: от поэтичного Струнного квартета и нежной «Летней ночи» до анархических «Регистров» и знаменитого «Союза рабочих», ставшего своего рода манифестом социалистической коллективизации.
Другое пространство. Continuo
Концертный зал имени П. И. Чайковского
27 ноября
На волне успеха фестиваля «Другое пространство» Московская филармония в прошлом сезоне запустила абонемент «Другое пространство. Continuo», чтобы помочь фестивальной публике – тем, кто хочет и любит слушать новую музыку в большом концертном зале, – скоротать двухлетнюю паузу. Хорошо, что начали: из сегодняшней реальности запустить такой проект вряд ли хватило бы сил, а вот продолжить – получается. Мировая премьера Verification Анатолия Королева, российские премьеры Скрипичного концерта голландца Гууса Янссена и Inferno («Ад») Томаса Адеса, а также Четвертая симфония Николая Каретникова в исполнении Госоркестра России – все как в старые добрые времена. Тем более, что и дирижер Фёдор Леднёв, и скрипачка Елена Ревич были частью «Другого пространства» при Владимире Юровском. За просветительскую часть отвечает Ярослав Тимофеев, и это еще один весомый повод не пропустить концерт.
Выбор редакции
Дмитрий Корчак, тенор
Российский национальный оркестр, хор «Мастера хорового пения»
Дирижер – Тимур Зангиев
Москва, МКЗ «Зарядье», Большой зал
9 ноября
Московскому тенору Дмитрию Корчаку 43 года, он в самом расцвете вокальных сил и успешно поет по обе стороны российской границы, добираясь до столь престижных сцен, как Зальцбург, Вена и россиниевский Пезаро. В последнее время он стал еще и дирижером, что неудивительно: Дмитрий окончил Академию хорового искусства по двум специальностям, как и многие выпускники этого учебного заведения. Поклонники вокального таланта Корчака стали даже немного огорчаться, что маэстро теперь чаще стоит к ним спиной и дирижирует вместо того, чтобы петь. И вот, наконец-то, желанный концерт Корчака-тенора. Программа – пальчики оближешь: арии из опер Россини «Вильгельм Телль» и «Золушка», номера из опер бельканто – «Нормы» Беллини и «Дочери полка» Доницетти (можно не сомневаться, что это будет та самая ария с девятью верхними «до»), а потом лучшие сольные фрагменты из «Риголетто» Верди (Корчак поет пылкую Арию Герцога Мантуанского совершенно неотразимо) и «Сказок Гофмана» Оффенбаха. О бисах можно только догадываться, но вряд ли обойдется без Una furtiva lagrima из «Любовного напитка» Доницетти.
Бела Барток. «Замок герцога Синяя Борода», пролог и эпилог Валерия Воронова
Пермский театр оперы и балета имени П. И. Чайковского
18, 19 ноября
Мрачная сказка времен модернизма – вся насквозь диалог двух героев: кровавый Герцог показывает своей новой жене Юдит свой замок. В последней комнате – убитые жены. Воспринимать это было бы нелегко, если бы не музыка Бартока – вязкая, рафинированная, экспрессивная. В Пермской опере шедевр венгерского гения ставится впервые, но этого мало: спереди и сзади присочинены пролог и эпилог, написанные современным композитором Валерием Вороновым, авангардистом, электронщиком и бывшим членом группы «Сопротивление материала». Удивляться не приходится: в Перми каждая премьера – не просто спектакль, а уникально задуманный проект. Вполне органично, что дирижировать будет суперпрофессионал в области новой и новейшей музыки Фёдор Леднёв, а ставить – режиссер драматического театра, дебютирующая в опере Евгения Сафонова – резидент БДТ имени Товстоногова, лауреат «Золотой Маски».
Лекция-концерт Михаила Митропольского с участием Ансамбля Антона Горбунова: Джаз – шаги эволюции. Джаз-рок, фьюжн и их наследники
Москва, «Зарядье», Малый зал
13 ноября
Любителей рок-музыки в России много, а вот джаз-рок адресован в большей степени ценителям, которых гораздо меньше. Это музыка, как правило, инструментальная, в которой не спрячешься за выразительный текст и харизму певца – зато важны композиторские идеи, исполнительское мастерство и взаимослышание музыкантов. Родившись в 1960-е годы, джаз-рок развивается и меняется до сих пор, а к дедушкам-патриархам присоединяется все новая молодежь. Разобраться во множестве направлений джаз-рока слушателям поможет авторитетный музыковед Михаил Митропольский, а музыканты под началом Антона Горбунова послужат чем-то вроде живой иллюстрации.