Странствующий бард и менестрель События

Странствующий бард и менестрель

В Бетховенском зале Большого театра отметили 90-летие со дня рождения Сергея Слонимского

Вдохновителем и музыкальным руководителем концерта, как и пять лет назад в прошлый юбилей, стал композитор и пианист Александр Покидченко, выступивший в нескольких амплуа – как аранжировщик, ансамблист, концертмейстер, рассказчик.

Благодаря лаконичному художественному конферансу вечер с участием молодых солистов и артистов оркестра Большого театра превратился в своеобразное «действо» о композиторе – путешествие по странам и эпохам. В соответствии с эстетической характеристикой Слонимского, называвшего себя «странствующим композитором, акыном, бардом и менестрелем», исполнители познакомили слушателей с мелодичными европейскими, ориентальными, русскими балладами, песнями и романсами.

Принцип контрастной двухчастности, положенный в основу драматургии этого концерта-действа, как показалось, помог составить интересные пары образов. Первый номер перенес слушателей в старую Шотландию. С изящной гальярдой из «Марии Стюарт» (обработка для флейты, фортепиано и контрабаса) контрастировала баллада мужественного Босуэла, которому интерпретация Даниила Акимова добавила нотки добродушия.

Певучая флейта Натальи Береславцевой в «Альбе» памяти Габриэля Форе тонкой кистью нарисовала портрет трубадура – поэта эпохи Возрождения. Она же в диалоге с лирическим тенором Василием Гафнером и арфой (Валерия Вощенникова) участвовала в мировой премьере трех прелестных сонетов Петрарки.

«Пять стихотворений Марины Цветаевой» – особая страница творчества композитора. Впервые этот цикл был исполнен Юлией Мазуровой в 2012 году при наставничестве автора, когда она стала лауреатом конкурса «Играем Слонимского». В 2017 году певица представила эту музыку в Малом зале Петербургской филармонии. Сегодня Юлия спела цикл по-иному: ее красивое, полного диапазона меццо-сопрано прозвучало мягко, высветив экзистенциальное одиночество поэтессы.

Следующий блок сочинений был посвящен музыке, принесшей известность Слонимскому в середине 1960-х годов. Песня Гаэтана на стихи Блока (драма «Роза и крест») была выделена автором из кантаты «Голос из хора» в самостоятельную арию. Баритон Андрей Потатурин акцентировал в этом сочинении смысловые узлы мистического образа в духе вагнеровского Моряка-скитальца.

Запомнилась Виринея в убедительной трактовке Екатерины Морозовой, певицы яркой, достойной петь эту партию на большой сцене, – ее лирико-драматическое сопрано с теплыми грудными обертонами передало образ молодой деревенской женщины, столкнувшейся с предательством и изливающей грусть-тоску в безутешном плаче.

 

Второе отделение концерта стало в некотором роде бенефисом Юлии Мазуровой, выразившей в пении образные грани трех русских «диптихов». Лермонтовские «Молитву» и «Ангела» певица облачила в полетный звук на пиано, подобный миру «безгрешных духов». Романсы «Тесно сердце» и «Незримое» на стихи Владимира Соловьева были поданы в духе знаменитых русских драматических партий – Любаши из «Царской невесты», Марфы из «Хованщины».

«Уж я с вечера сидела», равный по мелодической красоте варламовским хитам, и монолог в духе Мусоргского «Змея-мачеха» певица наполнила земными красками, переключившись после песенной кантилены на предельно выразительную речитацию («Две русские песни» на стихи Василия Красова посвящены певице).

Новые смыслы появились в «Башкирской девичьей песне» на стихи Всеволода Рождественского, прозвучавшей в первой авторской версии для инструментального ансамбля. Артисты сыграли сцену ворожбы: влюбленная красавица-башкирка (Юлия Мазурова) умоляла своих богов пробудить огонь в душе юноши, в заклинании участвовала «свирель» (Наталья Береславцева) и «тростник» шамана (Александр Юрасов).

Удачно раскрылся Василий Гафнер в двух романсах на стихи Генрика Ибсена. «В прекрасный день весенний» прозвучал как игра света-тени шубертовского героя; «Благодарность» напомнила восторженного шумановско-григовского поэта, первой слушательницей которого становится верная спутница, зажигающая пламя творчества и разделяющая «признанья знамя».

Очаровали цельными характерами своих героев Альбина Латипова, хрустальное сопрано которой наметило образ «хрупкой Снегурки» в стихотворении Анны Ахматовой, и Даниил Акимов, для которого оказался психологически близким образ деревенского парня в песне на стихи Николая Рубцова.

Эффектно прозвучал завершающий дуэт «Мы от старых убежали…» из цикла «Воспоминания о старинном романсе». Екатерина Морозова и Юлия Мазурова «сыграли» дельвиговских девиц, оказавшихся во власти игривого Эрота. Аккомпанемент подчеркивал иронию подачи образов двух подруг.

Сюрпризом стала мировая премьера оды «Родина» на стихи Николая Языкова, написанной летом 2019 года, – это произведение композитор посвятил супруге Раисе Николаевне Слонимской. Песнь любви к России, к красавице Волге в звучании секстета великолепных голосов солистов и инструментальной группы сопрягалась с финальными сценами «Иоланты» и «Видений Иоанна Грозного», трогательное сопрано запевалы Альбины Латиповой напомнило чистых сердцем Вешнянку и Анастасию, образы которых композитор наполнил небесным светом.

Кода действа получилась открытой, хотелось продолжения. Странствующий композитор вернулся на Родину, в старейший музыкальный театр страны, который в 1971 году поставил его балет «Икар», а сегодня будто бы «сочинился» новый спектакль, несомненно, достойный повторения.

Слова благодарности всем причастным к дарованию новой жизни музыки Сергея Михайловича Слонимского в театральном пространстве!